В середине октября Федеральное сетевое агентство Германии официально сообщило о приостановке процедуры сертификации швейцарской компании Nord Stream 2 AG в качестве независимого сетевого оператора магистрального газопровода "Северный поток – 2". Именно так выглядит эта новость, которую многие интерпретировали как "Германия приостановила сертификацию "Северного потока – 2". Небольшое смещение акцентов в данном случае не позволяет задуматься и проанализировать, что именно произошло, что стало тому причиной и какими могут последствия.
Техническая сертификация "Северного потока – 2"
"Сертификация "Северного потока – 2" – при такой формулировке становится не ясно, что же именно сертифицируется, как вообще выглядит эта процедура. А разобрать этот момент необходимо – не стоит забывать о том, что "Газпром" при поставках топлива в страны ЕС вынужден иметь дело с европейской бюрократией, которая простотой никогда не отличалась. "Сертификаций", собственно говоря, две – назовем их "техническая" и "юридическая".
Технической сертификацией магистрального газопровода СП-2 с европейской стороны занимается ДЭА, Датское энергетическое агентство. Изначально на эту работу была законтрактована норвежская компания, которая покинула проект под давлением односторонних дискриминационных мер со стороны США, подробности того, как это выглядело с юридической точки зрения, "Газпром не распространял". ДЭА – государственное агентство при Министерстве климата, энергетики и коммунальных услуг Датского Королевства, такого статуса оказалось вполне достаточно для того, чтобы США не пытались вмешиваться в сотрудничество ДЭА и "Газпрома".
Техническая сертификация – это проверка качества выполненной работы при прокладке морского газопровода: корректно ли уложены и сварены трубы, качественно ли выполнена отсыпка гравийной подушки на морское дно, соответствуют ли трубы техническим условиям, принятым в ЕС, и так далее. Эта проверка уже выполнена для нитки "Б" СП-2, которая хронологически была завершена первой, сейчас идет проверка нитки "А", и, вероятнее всего, уже в декабре ДЭА даст разрешение на заполнение ее природным газом.
Три формы анбандлинга, предусмотренные Третьим энергопакетом
Юридическая сертификация выполняется государственным регулятором Германии – страны, на территорию которой приходит СП-2. Выполняется эта процедура на основании заявления компании Nord Stream 2 AG (далее – NS2) в адрес Федерального сетевого агентства ФРГ, которое было подано еще в июне этого года. Заявление – о сертификации компании в качестве независимого сетевого оператора.
"Независимый сетевой оператор" – это юридический термин, веденный в оборот Газовой директивой Третьего энергопакета ЕС. Эта директива требует разделения прав собственности на транспортную инфраструктуру и на поставляемую продукцию в газовой отрасли. Часто пытаются упростить и этот момент, сводя все к тому, что владеть магистральным газопроводом и газом, который по нему поставляется, должны разные, причем независимые друг от друга компании. Это не так, Газовая директива позволяет три варианта для процедуры анбандлинга, разделения. Первый – действительно возможны два совершенно разных юридических лица, никак не связанные друг с другом. Второй – компания-поставщик сохраняет право собственности на газопровод, но оперативное управление им осуществляет независимая компания. Третий – компания-поставщик сохраняет как право собственности на газопровод, так и на оперативное управление им, но под жестким контролем со стороны европейского Агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов.
В своем заявлении NS2 претендует на реализацию варианта номер два, и в случае, если Федеральное сетевое агентство согласится с реализацией этого заявления, NS2 получит право использовать СП-2 на 100 процентов мощности. При этом все требования Третьего энергопакета будут полностью выполнены, ограничений в 50 процентов мощности можно будет избежать.
Этапы юридической сертификации
Вполне очевидно, что заявка достаточно смелая, борьба вокруг нее между сторонниками и противниками полной реализации проекта СП-2 была просто неизбежна. Федеральное сетевое агентство (далее – ФСА) с июня по сентябрь изучало поданный NS2 пакет документов и только 8 сентября сообщило, что пакет полностью соответствует предъявляемым требованиям. По регламенту, соответствующему действующему законодательству Германии, на процедуру сертификации у ФСА имеется срок до четырех календарных месяцев. Проект своего решения ФСА обязано отправить в Министерство экономики и энергетики Германии с тем, чтобы оно дало оценку рискам газового снабжения Германии при реализации этого проекта. Время для вынесения такой оценки – до двух календарных месяцев, но и это не последний пункт бюрократической процедуры.
В связи с тем, что сухопутные продолжения СП-2 выходят за пределы территории Германии, Министерство экономики и энергетики обязано отправить проект решения ФСА и собственную оценку рисков в Европейскую комиссию, чтобы та дала оценку рисков газового снабжения уже для всего Европейского союза. Срок, отведенный для такой процедуры, – два календарных месяца. Кроме того, в том случае, если Еврокомиссия придет к выводу, что ей недостаточно информации для вынесения оценки, она имеет право дать дополнительный запрос в немецкое министерство – в этом случае срок вынесения оценки со стороны ЕК может быть продлен еще на один календарный месяц.
Итого: максимальный срок рассмотрения заявки NS2 в соответствии с буквой Третьего энергопакета составляет до девяти месяцев. Коварное словечко "до" намекает на то, что все эти процедуры могут быть проведены в более сжатые сроки – тут все зависит от "доброй воли" ФСА, Министерства экономики и энергетики Германии и Еврокомиссии. Буква Третьего пакета не пострадала от того, что свою оценку рискам Министерство экономики и энергетики Германии вынесло уже 26 октября, даже не дожидаясь соответствующего запроса со стороны ФСА. Имелось такое право у этого министерства – оно им и воспользовалось. Теперь у ФСА "на руках" имеются заявка компании NS2, технический сертификат нитки "Б" от ДЭА и официальная оценка министерства о том, что никаких рисков нет. Если предположить – мало ли, а вдруг, – что ФСА хотя бы немного обеспокоено уровнем цен на природный газ, то можно рассчитывать на то, что как только будет получен технический сертификат на нитку "А" (формально этот документ строго обязателен), то на этом юридическая сертификация и будет завершена.
Приостановка юридической сертификации – почему и для чего
В сообщении ФСА указано слово "приостановка" – то есть после того, как NS2 выполнит требования ФСА, отсчет времени пойдет с той же "точки". От момента начала рассмотрения заявки NS2 прошло два месяца и одна неделя – следовательно, после получения новых документов у ФСА останется для сертификации один месяц и три недели. Требование со стороны ФСА: владельцем немецкой участка СП-2 должна быть компания, зарегистрированная в немецкой юрисдикции. Не всех 1224 километров протяженности СП-2, а 20 морских миль, на которые распространяются территориальные воды Германии. Требование, в общем-то, вполне логичное – неудобно ФСА Германии сертифицировать компанию, которая зарегистрирована не только за пределами Германии, но и за пределами ЕС.
В свою очередь, NS2 с требованием ФСА согласилась и заявила, что приступает к регистрации своего дочернего подразделения. По оценкам немецких юристов, на подобную процедуру может уйти от двух до четырех недель – вот именно столько и может продлиться эта приостановка процедуры. Можно ли считать это время потерянным? Наверное, можно, но стоит помнить и о том, что приблизительно столько же времени остается до завершения технической сертификации нитки "А" морской магистрали.
Другими словами: вне зависимости от наличия или отсутствия этой приостановки ФСА все равно не имело возможности завершить разработку проекта своего решения. При этом стоит помнить еще и о том, что надежды на то, что Еврокомиссия будет настроена исключительно благожелательно по отношению к проекту СП-2, нет. Будет тянуть все три месяца, будет пытаться найти хоть какое-то несоответствие требованиям Газовой директивы. Так что выдвинутое ФСА требование нужно рассматривать не столько как некую "придирку" к NS2, сколько как максимально тщательную подготовку к предстоящей бюрократической баталии с чиновниками Брюсселя.
А вот в том, что Германия крайне заинтересована в том, чтобы СП-2 как можно быстрее был введен в эксплуатацию, и желательно на все сто процентов мощности, сомневаться не приходится. Доказательство – действия Министерства экономики и энергетики, которое уверенно сократило сроки всех бюрократических процедур на два месяца.
И остается во всей этой истории, на мой взгляд, ровно одна загадка: полное отсутствие комментариев как со стороны "Газпрома", так и со стороны всех европейских компаний, которые инвестировали собственные средства в строительство СП-2 и в строительство всех его сухопутных продолжений. Да, это уже похоже на практику дипломатических отношений – иногда важно не то, что сказано, а то, о чем промолчали. Вот о том, с чем может быть связана такая звонкая тишина со стороны газовых компаний, – в следующей статье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.