29 (6) октября православная церковь чтит святого мученика Лонгина, римского центурион (сотника), жившего в I веке.
История этого святого тесно связана с последними днями земной жизни Христа. Лонгин был именно тем человеком, который пронзил распятого Христа копьем.
Этот эпизод упомянут лишь в Евангелии от Иоанна: "…Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили...".
О присутствии центуриона также говорится в Евангелии от Марка, однако нигде не упоминается его имя – оно известно из апокрифических сказаний, в частности в "Деяниях Пилата". Согласно житийному тексту, сразу после содеянного сотник Лонгин раскаялся и обратился к истинной вере. Его устрашили затмение и землетрясение, которые последовали за смертью Иисуса. Согласно церковному преданию, Лонгин также был в составе стражи при распятых, позже охранял Гроб Господень и видел Воскресение, потому отказался давать ложные показания о том, что тело Христа выкрали его ученики.
Еще одно предания гласит, что Лонгин страдал катарактой, и когда он пронзил тело Иисуса, брызнула кровь и попала ему на лицо, после чего он сразу исцелился. В связи с этим Лонгин почитается как покровитель всех, кто страдает от глазных болезней.
После обращения Лонгин стал проповедовать христианство и отправился в Кесарию Каппадокийскую, откуда, возможно, был родом. Пилат послал туда воинов, чтобы они убили сотника. Лонгин сам впустил их в дом и пригласил за стол. Воины, не зная, то перед ними, рассказали, зачем пришли в Кесарию. Лонгин и бывшие с ним сподвижники назвали себя и призвали воинов исполнить долг. Изумленные воины советовали им бежать, но христиане отказались. Тогда все они были обезглавлены: тела погребли в Кесарии, а головы отправили Пилату. Тот приказал выбросить их. Но их нашла некая слепая женщина: прикоснувшись к ним, она исцелилась и после погребла их.
В Риме, в церкви Святого Августина хранятся по сей день мощи, почитаемые как мощи Лонгина. А в Ватикане, в соборе Святого Петра находится наконечник копья сотника. Оно называется также Копьем Судьбы и считается один из орудий Страстей Христовых и одной из величайших реликвий христианства.
Согласно легендам, копье это раньше принадлежало Финеесу, третьему по счету первосвященнику Иудеи, внучатому племяннику Моисея и внуку Аарона. Этим копьем он убил израильтянина и женщину-моавитянку, после чего прекратился мор среди израильтян. Потом копье попало к Иисусу Навину, который с ним атаковал Иерихон. А еще позже оно оказалось у царя Ирода. А после распятия Христа копьем, согласно преданиям, владели римский император Константин Великий, византийский император Юстиниан, король франков Карл Великий и другие исторические личности.
Сегодня в разных храмах мира находится четыре варианта копья, и все они претендуют на подлинность.
На Руси в этот день выносили на улицу зимнюю одежду: наши предки верили, что предзимний солнечный свет хоть уже и не грел сильно, но был особенно целебен. По этой же причине традиции не советовали сегодня сидеть дома – нужно обязательно побыть на солнце, чтобы получить частичку его целебного тепла и света.
Поскольку Лонгина почитали как целителя глазных болезней, в этот день утром надо умыться колодезной водой и попросить у святого исцеления. Молились Лонгину и охотники: они верили, что он даст им острое зрение, что поможет в охоте и гарантирует хорошую добычу.
Кроме того, Лонгина считали еще покровителем семейного очага и защитником от нечистой силы. Именно на Лонгина приметы не советовали оставлять двери в дом открытыми, чтобы никакая нечисть не пробралась внутрь и не принесла с собой несчастья. По той же причине нельзя долго стоять у открытого окна или двери.