27 (14) октября православная церковь совершает память преподобной Параскевы Сербской, святой, жившей в X-XI веках.
О святой известно немного. Родилась она в городе Эпиват на берегу Мраморного моря недалеко от Константинополя. Судя по всему, она происходила из образованной, благочестивой и обеспеченной семьи. Ее братом был епископ Мадитский Евфимий, который прославился добродетелями и творимыми чудесами.
Когда их родители умерли, Параскева раздала все имущество и ушла в Константинополь, где прожила пять лет. Здесь она стала монахиней, и после направилась в Святую землю, чтобы поклониться святыням. Потом она поселилась в Иорданской долине, в пустыне и стала отшельницей. Она вела жизнь строгую, проводя дни в посте и молитве. Не единожды дьявол приступал к ней в разных обличьях, чтобы совратить ее с подвижнического пути, но она каждый раз побеждала его.
Однажды к ней явился ангел со словами: "…возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу". И Параскева вернулась в родной город, где продолжила свой подвиг – пост и молитву, а вскоре мирно отошла к Богу. Она была погребена как безымянная странница на общем кладбище, потому что никому не сказала о себе.
Согласно житию святой, спустя некоторое время необычным образом были обретены ее мощи. Недалеко от захоронения подвизался некий столпник. Однажды море выбросило на берег труп моряка, который, судя по всему, умер от тяжелой болезни. От тела исходил ужасный запах, такой, что даже столпник не смог выдержать. Он приказал закопать труп. И когда рабочие рыли яму, они обнаружили в земле нетленное тело. Но не обратили внимания на находку, так как решили, что если бы тело было святым, то Бог бы отметил это место чудесами. Решив так, они снова закопали его, просив туда же труп моряка.
Согласно житию Параскевы, ночью одному из этих рабочих явилась царица, вокруг которой стояло светлое воинство. Один из воинов обратился к рабочему: "Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою". А царица добавила: "Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете".
На следующий день весть распространилась среди жителей и святые мощи были перенесены в церковь Апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где после многие люди получали исцеления, и поток верующих сюда не иссякал.
В 1238 году по приказу болгарского царя Иоанна Асена их перенесли в Тырновград (Тернов). Когда султан Баязет взял Тернов, мощи Параскевы были перенесены в Валахию. А когда и ее захватили, то их перенесли в Белград. Однако этот город в 1521 году тоже захватили турки, и султан Сулейман I вывез мощи святой в Константинополь. Только в 1641 году их перенесли в молдавский город Яссы, где они и находятся до сих пор. А святая Параскева считается покровительницей Молдавии.
Почитается Параскева и на Руси. Здесь ее образ слился со славянской богиней Мокошью, которой посвящали пятничный день, потому она и получила имя Параскева-Пятница. Также сюда в народном сознании присоединился образ святой Параскевы Иконийской, великомученицы III века, чья память совершается 28 октября (10 ноября).
На Руси этот день Параскевой Грязнихой. Это был женский праздник, так как Параскеву считали "бабьей заступницей", хранительницей женских традиций и целительницей. Не полагалось в этот день заниматься домашними делами и рукодельем. Как говорили, чтобы "не запылить Параскеву и не засорить ей глаза". Верили, что тем, кто нарушит запрет, святая запутает пряжу, нашлет болезни, а может лишить зрения и даже превратить в лягушку.
Отразились эти народные запреты и в поговорках: "Кто прядет в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью", "По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут", "Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову".
От Мокоши осталось почитание Параскевы как водяной матушки. Ее деревянные резные фигурки можно было встретить на колодцах, им же приносили жертвы – кидали в колодец кусочки ткани, или нитки, шерсть, кудель.
Считалось, что Параскева может исцелить от лихорадки, головной и зубной боли и других болезней. Также молились ей о сохранении здоровья скота. А девушки молились Параскеве и о замужестве.
Были и погодные приметы на Параскеву: на грязниху большая грязь – значит, до зимы осталось четыре недели; на грязнуху не бывает сухо. Если же грязь такая сильная, что лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу установит зимний путь.