Удар по кошелькам потребителей: что ждет Литву из-за ухода перевозчиков
Если власти "не видят и не слышат" водителей, то они и не заметят, как перевозчики уедут, и только поднимут налоги для оставшихся в Литве, заявил Аустинскас
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенВИЛЬНЮС, 25 окт – Sputnik. Небольшие транспортные компании в Литве беспокоятся из-за роста минимальной ежемесячной заработной платы, поскольку им сложно выжить даже на внутреннем рынке. Об этом заявил президент Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava) Ромас Аустинскас.
Кто покроет растущие расходы?
"Кто даст деньги на оплату более высоких затрат? Очевидно, что не государство – не правительство, не премьер-министр Ингрида Шимоните, не министр финансов Гинтаре Скайсте, не министр социальной защиты и труда Моника Навицкене. Как всегда, так и на этот раз будут страдать кошельки потребителей из-за роста цен на товары и услуги, поскольку именно потребители и получатели различных услуг должны будут платить больше, чтобы бизнес мог платить более высокую заработную плату при более высоких затратах", – отмечает он.
В публичных дебатах регулярно слышатся заявления о том, что компании перевозчиков скоро покинут Литву и на Рождество жителям придется столкнуться с пустыми полками магазинов.
Аустинскас подчеркивает, что на развитие литовского транспорта большое влияние оказывает глобальная конкуренция. Именно конкуренция, а не действия государства устанавливает цены на логистические услуги.
"Литовские перевозчики становятся слишком дорогими, их услуги теряют конкурентоспособность. По этой причине мы все чаще видим на наших дорогах водителей из России, Украины, Польши, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана. По правде говоря, сегодня даже визуально видно, что на наших дорогах доминируют грузовики, прибывающие из-за границы, по сравнению с тяжеловесным транспортом местных компаний", – сказал глава ассоциации.
Кроме того, на ситуацию влияет удорожание доставки товаров и услуг, которая состоит из трех частей: затрат, заработной платы и прибыли.
По словам Аустинскаса, затраты растут слишком быстро, а зарплата ежегодно в процентном соотношении увеличивается на двузначные числа. Доход дальнобойщиков в среднем составляет более двух тысяч евро в месяц, по этому показателю Литва занимает лидирующие позиции в ЕС. Однако с ростом затрат и доходов водителей динамика прибыли кажется очень скромной.
Таможенный осмотр – тысяча евро
Другая причина заключается в том, что небольшая прибыль увеличивает риски и повышает ответственность за весь бизнес. Достаточно привести в пример то, что происходит при пересечении литовско-белорусской границы и прохождении таможенных процедур. Водители с товарами ждут не несколько часов, а несколько дней, и за это еще приходится платить в среднем по тысяче евро.
Такие услуги обычно предоставляют частные компании, нанятые представителями таможни.
По данным Международного союза автомобильного транспорта (IRU), один доллар, потерянный в транспортном секторе, равен двум долларам, потерянным в экономике, а в случае Польши – 20 долларам. Таким образом, останавливается не только водитель, но и экономика.
"Очевидно, это демотивирует перевозчиков нашей страны продолжать деятельность в этой сфере. Некоторые предпочитают эмигрировать в Польшу, Германию, Россию или Латвию, другие просто ищут более прибыльный бизнес", – заявляет президент ассоциации.
Власти не слышат, не видят и не замечают
"Ассоциация Linava неоднократно запрашивала встречу с министром социального обеспечения Моникой Навицкене для обсуждения квот для водителей из третьих стран, желающих работать в нашей стране. За полгода у министра Моники Навицкене не нашлось и часа для встречи с представителями бизнес. Она единственная, кто отказался от встречи с представителями перевозчиков? К сожалению, нет", – отмечает Аустинскас.
По словам президента Linava, перевозчики иногда чувствуют себя невидимыми.
"Нас не видят, не слышат, обвиняют в неуплате налогов, а некоторые члены Сейма даже называют нас ворами, почему бы нам не переместить компании за границу, где условия для бизнеса более благоприятные и пока у нас еще есть что перемещать?" – задается он вопросом.
Аустинскас подчеркивает, что если власти "не видят и не слышат" перевозчиков, то они и не заметят, как перевозчики уедут, и только поднимут налоги для оставшихся в Литве.