И хотя на сегодня Василяускайте фигурирует в силах несистемной оппозиции, все же она личность не только с собственной позицией, но и с очень интересной эволюцией взглядов. А чтобы понять, какой будет эта партия, – надо об этом поговорить.
Прежде всего, самое очевидное: за последние полтора года Василяускайте действительно проявила себя как серьезный критик карантинной политики. А в последнее время все чаще появляется в различных ток-шоу и дискуссионных передачах. Она также выступила на последнем митинге "Движения семей" 10 сентября.
Казалось бы, она часть этого общего, якобы "несистемного" движения. Движение, которое – не без привкуса литовского национализма – все же оппонирует не только коалиции СО-ХДЛ, "Движения либералов" и Партии свободы, образовавшейся в 2020 году, но и всему навязываемому комплексу радужных "ценностей" с Запада. Но не все так, как кажется…
Это дает понять сама Василяускайте: проговорившись, что создание ее новой партии единомышленников – "лишь вопрос времени", она описала будущее политическое образование как то, что будет об "истинном либерализме и либертарианстве". Как понять? Какой еще либерализм, если сейчас в Литве (и не только) во всем, что критикует Василяускайте, хозяйничают либералы?
Такой вопрос возникает у тех, кто не знаком с биографией Василяускайте, эволюцией ее взглядов, и в конечном итоге у тех, кто предпочитает видеть теоретическое, концептуальное, словесно-идеологическое.
Начнем с самого начала. Василяускайте появилась в общественной жизни Литвы в начале XXI века. Как перспективный философ и преподаватель с точки зрения академической карьеры. На этой, ранней стадии своей деятельности она проявляет себя как сторонник идеологии так называемой толерантности (а значит, мультикультурализма, сексуальных меньшинств и так далее). Участвует в создании "Ассоциации толерантной молодежи" и NK-95 (Naujoji kairė – "Новое лево", движение левых с целью "создания альтернативной политики").
Другими словами, она принадлежала постмодернистскому, радужному "левому". По сути, левосторонней мутации либерализма. Мы не будем здесь философствовать по этому поводу. Скажем только, что теперь он вступает в силу в США, ЕС и в западном мире в целом. И это приводит к крайне нелиберальным эксцессам: тотальному надзору и даже цензуре политического и повседневного языка, псевдонаучным бредням о "сотне полов" и преследованию диссидентов, подобному инквизиции.
Все мы это знаем. И приход в Литву как в бывшую советскую (страну за так называемым железным занавесом) страну осуществляется медленнее. Но все же приближается: мы видели это в последнее десятилетие, мы видим это сейчас, когда либерально-консервативная коалиция в Сейме подталкивает литовский народ к неприемлемому закону о партнерстве. И Василяускайте, вместо того чтобы радоваться сложившейся ситуации, все же ей противостоит.
Эту оппозицию можно понять, только поняв эволюцию ее взглядов за последнее десятилетие. Фактически она по своей сути была и остается либералом. Сторонницей индивидуалистических, "свободных" западных ценностей. Традиционалистские, коллективистские и подобные идеи остаются для нее чуждыми. И все же она противостоит сегодняшним "либералам". Потому что последние, "освобождая" человека от самого себя, рубят тот сук, на котором сидят все принципы классического либерализма.
Речевое преобразование Василяускайте было заметно еще до так называемой пандемии COVID-19. Наиболее ярко это отразилось в ее публицистике, опубликованной в литовских СМИ. И, видя это, некоторые правые, консервативно-националистические деятели в какой-то степени сблизились с ней. И все же здесь она не стала своей: сама Василяускайте, говоря о "Движении семей", подчеркивает, что их связывают только случайные, ситуативные точки соприкосновения.
А поклонники у Василяускайте действительно есть. Правда, значительная часть – из того же "Большого марша в защиту семьи" и подобные активисты. Но не только. Есть и более интеллигентные натуры, идеологически близкие к исповедуемому ею классическому либерализму. И они, вероятно, составят ядро новой партии. Однако без большей или меньшей поддержки со стороны участников марша и подобных, в значительной степени нелиберальных активистов эта новая сила вряд ли появится. Потому что "либеральная" ниша литовского политического небосклона занята.
И альтернатива ей, какой бы она ни была, не может быть либеральной. Ни в классическом, ни в каком-либо другом смысле. Потому что то, что у нас есть сейчас, является прямым результатом этого. По словам коллеги Василяускайте, профессора философии Альгирдаса Дегутиса (в прошлом либерал и антисоветчик, но переосмысливавший свои взгляды), истоки нынешних проблем Литвы как вассала США – русофобия и либерализм.
Фактически сказав "А", приходится говорить и "Б". Здесь "А" – либерализм. А "Б" – агрессивная мутация, которую мы наблюдаем в западном мире XXI века. В этом контексте Василяускайте говорит "А", но не хочет говорить "Б". Например, ее устраивают как ЛГБТ, так и другие акценты текущей повестки дня. Ее не устраивает только одно – путь принуждения, которым все это навязывается, и сопровождающие его эксцессы. В случае Василяускайте нет даже речи о социальном устройстве или, скажем, о геополитике и вопросе России.
Характер новой партии Василяускайте, как бы она ни назвалась, будет соответствующим. Несомненно, у нее найдутся точки соприкосновения с "несистемной" оппозицией. И в некотором смысле она будет ее частью. Однако альтернативы она не предлагает. Самое большое – всего лишь приостановить то, что происходит у нас на глазах (то есть она предлагает сказать "А", но не говорить "Б"). Мы еще увидим подобные попытки. Но уже сейчас должно быть ясно, что эта новая партия – всего лишь очередной либеральный тупик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.