Полеты на "гробах" восхищают – но не всех. США ничего не поняли с F-35

Несмотря на серию недавних "гиперзвуковых" неудач, наиболее ярко отражает кризис развития высокотехнологичных вооружений США истребитель F-35 Lightning II, который американские специалисты включили в "пятерку худших самолетов"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Военные аналитики США составили список наиболее провальных авиационных проектов, и вполне заслуженно истребитель пятого поколения F-35 Lightning ("Молния") II вошел в пятерку худших самолетов в истории Пентагона. В рядах "крылатых неудачников" оказались также американские истребители Convair F-102 Delta Dagger, Grumman F-11 Tiger, Vought F7U Cutlass и Bell P-59 Airacomet, которые в разное время не оправдали надежд ВВС США.
Ранее в список самых худших образцов вооружения армии США включил стелс-истребитель F-35 американский портал Business Insider. Агентство Bloomberg сообщило, что американские "молнии" заметно отстают от стремительного развития средств ПВО России и Китая. Sputnik также рассказывал о критических (неустранимых) конструктивных недостатках и уязвимостях F-35, слишком коротком сроке службы (в четыре раза меньше заявленного – всего 2100 летных часов) и сложности технического обслуживания (последнее уже привело к выводу из состояния боеготовности большинства "невидимок"). И все же американские "невидимки" продолжают удивлять.
Евросоюз бессилен: Балтии предсказали "полный захват" со стороны России
В Пентагоне планировали к 2025 году иметь в боевом строю 1700 истребителей F-35, однако к сентябрю 2021 года "Молния" так и не дозрела до официального старта "серийного производства". ВВС США сегодня используют около 300 истребителей F-35, а производство новых машин намеренно ограничивают "пиком" – до 156 единиц в 2023 году и в дальнейшем. Угасающий проект стоимостью 1,4 триллиона долларов американские специалисты давно называют "национальной катастрофой". Наблюдается некая тенденция деградации высокотехнологичных вооружений Армии, ВВС и ВМС США.

Небоевое поколение

Пентагон постоянно и не первый год откладывает официальное одобрение серийного производства F-35, то есть американские летчики и союзники летают на официально "недоделанных" машинах (гробах), и эта линия маркетинга вызывает невольное восхищение. Эксплуатационные расходы истребителя F-35 составляют примерно 35 тысяч долларов в час. Получив в общей сложности 700 таких самолетов, американские и иностранные заказчики ищут сегодня более надежную и менее разорительную замену.
В перспективе ВВС США намерены использовать на F-35A новые, более мощные и экономичные двигатели – из программы Adaptive Engine Transition Program, которые не подходят по размерам к модификациям F-35C (ВМС) и F-35B (морская пехота). Если ВВС все же интегрируют новый двигатель, это резко увеличит эксплуатационные расходы парка F-35, ведь специалистам придется обслуживать два типа двигателей с разными деталями и сопутствующим оборудованием. Министр ВВС США Фрэнк Кендалл весьма скептически относятся к планам снижения затрат до 25 тысяч долларов за час полета F-35 к 2025 году. Таким образом, даже мирная эксплуатация "молний" выглядит разорительнее небольшой войны.
Видео
Минобороны РФ показало на видео стрельбы стратегических ракетоносцев
Боевая эффективность "невидимки" не подтверждена официально ни Пентагоном, ни союзниками США в зонах военных конфликтов. Напротив, сообщалось, что F-35 ВВС Израиля был поражен сирийской ракетой "земля-воздух" ЗРК С-200 российского производства (разработка 1960-х) во время авиаудара по Сирии в 2017 году (в день, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу прибыл в Израиль для переговоров с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны Авигдором Либерманом). Израильтяне тогда заявили, что причина повреждения F-35 – столкновение с птицей, но фотоснимком эту версию не подтвердили. Видимость "молний" на радарах не раз подтверждали специалисты ПВО России и Турции (которая получила ЗРС С-400 "Триумф"). Налицо технологический кризис ВВС США.
Напомню, другой амбициозный проект американцев – истребитель пятого поколения F-22 Raptor – с 1981 года развивался так долго, что по многим параметрам устарел до завершения. Изначально ВВС США планировали получить 750 истребителей F-22 (по 35 миллионов долларов за единицу), к 1997 году американская администрация сократила заказ до 339 самолетов, к 2003 году – до 277. В итоге построили только 187 истребителей и остановили производство F-22 Raptor. Очевидно, с программой F-35 история повторяется, но американцев это ничуть не смущает. ВВС США ставят перед собой новые амбициозные задачи безусловного "превосходства в воздухе".

Вопреки законам физики

Высокопоставленный американский военачальник Марк Келли на днях заявил, что в последние 20 лет ВВС США были оптимизированы для ведения боевых действий в "благоприятной среде" и требуют революционных перемен, чтобы победить в конфликте высокой интенсивности с "главным противником", то есть с Китаем. По мнению Келли, структура и системы Вооруженных сил Китая "спроектированы таким образом, чтобы в первые 30 часов боевых действий нанести больше потерь, чем мы понесли за последние 30 лет на Ближнем Востоке". Заметим, Китай мирно настроен по отношению к США, но для американцев это неважно.
Генерал Келли отметил, что Россия смогла "аннексировать" Крым, а Китай заявил о своих правах на части Южно-Китайского моря "без единого выстрела", потому что Соединенным Штатам бороться с такими ситуациями стало труднее из-за развитых средств ПВО противника. Чтобы вернуть себе преимущество в мире, США с помощью своих ВВС должны иметь возможность проникнуть в "оспариваемое суверенное воздушное пространство". Очевидно, за 20 лет безуспешных боевых действий в Афганистане американцы ничего не поняли, готовятся к новым войнам.
Генерал Келли считает, что недоделанные сегодня американские истребители в недалеком будущем смогут проникать в так называемые районы A2/AD (Anti-Access/Area-Denial – зоны повышенной опасности, в которую войска НАТО не могут войти без неприемлемого для них ущерба), прорывая любые системы ПВО, уничтожая авиацию и важнейшие объекты противника. Американская программа создания истребителя шестого поколения Next Generation Air Dominance ставит целью формирование целого семейства интегрированных систем: пилотируемых самолетов, беспилотников, космических аппаратов и киберплатформ. Поживем – увидим.
В этом высокотехнологическом проекте нет ничего принципиально нового. Сквозят прежняя убежденность в "американской исключительности" и архаичное стремление к вооруженному мировому господству – вопреки существующей реальности многополярного мира. Однако безнадежные истребители F-35 и плохо летающие (на испытаниях) гиперзвуковые ракеты США свидетельствуют о технологическом отставании в хронической форме. Бог по-прежнему не готов дать рога "бодливой корове".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Удары из космоса: в России рассказали о разработке секретных средств в США
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.