23 сентября (10-го по старому стилю) православная церковь вспоминает святителей Петра и Павла, епископов Никейских.
Удивительно, но о жизни этих почитаемых святых сведений не сохранилось. Оба они проповедовали в VIII или IX веке нашей эры, возможно, при императоре Льве Исавре. Он был христианином, но вел активную борьбу против иконопочитания – при нем процветало иконоборчество. Это привело ко многим жертвам среди служителей церкви и прихожан, которые противостояли уничтожению святынь.
Епископ Петр выступал против иконоборцев, за что, скорее всего и был жестоко казнен. После него на должность епископа Никейского назначили Павла, но он продолжил дело предшественника и также вскоре был умерщвлен. Есть предположение, что именно стараниями епископов Никейских была сохранена от уничтожения чудотворная икона Божией Матери Никейская.
Но память о святых сохранилась в народном календаре: 23 сентября отмечался праздник Петр и Павел – рябинники. Также его называли Именины рябины, Петр-Павел осенний, Рябинники.
Рябина с древних времен почиталась как особенное растение, обладавшее защитными и целебными свойствами. Рябиновое дерево старались обязательно посадить возле дома, а лучше не одно – чтобы защитить и сам дом, и всех его обитателей.
23 сентября приступали к сбору рябину. Сохранилась и поговорка: "С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего – рябину". Вернее, собирать для каких-то целей ее могли и раньше, но, как правило, именно к этому дню уже случались первые заморозки и ягоды рябины становились сладкими (так растение словно бы отмечало свои именины). Никогда не обирали дерево полностью – часть ягод обязательно оставляли птицам. Была даже примета, что того, кто соберет все ягоды, ждут несчастья. По той же причине нельзя было в этот день ломать или рубить рябину, а если случайно все-таки сломали ветку – нужно было попросить у дерева прощения.
Рябину сушили, готовили из нее особый квас и варили компот и варенье, делали настойки. Обязательно подвешивали веточку рябины над входной дверью или под потолком – для защиты дома от недобрых людей и нечистой силы. Вешали ее и на чердак под крышу и даже между оконных рам раскладывали. Рябина символизировала солнце и потому отпугивала всякую нечисть, которая пытается пробраться в дом через темные углы и щели. Это было важно для людей еще и потому, что по народному поверью после дня осеннего солнцестояния не просто день сильно сокращался, а солнце вовсе отправлялось спать до весны. В день Петра и Павла – рябинников святых просили о том, чтобы они помогли перезимовать.
Использовали отвары из рябины для лечения простуды и многих других болезней. Верили, что если человека начала мучить бессонница или у него появились боли в груди, то ему нужно было веточкой рябины очертить магический круг вокруг себя – и обязательно станет легче.
Рябиновый квас тоже был не только популярным напитком, но и лечебным средством, которое помогало от различных воспалений. Это сегодня мы точно знаем, что в рябине содержится много витаминов, минералов и фитонцидов, напитки из нее укрепляют иммунитет, тонизируют, улучшают пищеварение, помогают справиться с мигренью и даже лечат сосуды, а наши предки обходились без всяких научных знаний. Но многие их рецепты и советы прошли проверку временем и получили научное подтверждение.
По урожаю рябины судили и о погоде, говорили: "Рябина гроздна – зима морозна". Если ягод много, ждали мокрую и дождливую осень и холодную суровую зиму. А если рябина не уродилось, значит, осень будет сухой.