Журналист Вайдас Жемайтис хорошо известен в Литве, но за пределами страны выступал не часто. До 2014 года у него было вполне успешное издание, и оно продолжало бы работу сегодня, если бы Жемайтис пошел на сделку с властями. Но он отказался, был записан во враги Литвы, а его издание закрыли.
Жемайтис вспоминает события тех дней: накануне ему позвонил незнакомый человек, похвалил за смелость, сказал, что его команда – умные и независимые журналисты, и ему нужны такие, предложил спонсировать, обещал платить до 20 тысяч евро в месяц.
"И при этом разрешил писать о коррупции, беспорядках, несправедливости, но только в Литве, а вот акценты в геополитике нужно было сместить, быть лояльнее к Соединенным Штатам, – рассказывает Вайдас Жемайтис. – Мы отказались. Был еще один звонок: "Не передумали?" Ответили: "Передайте свои хозяевам, что мы этого делать не будем". В ответ услышали, что мы еще пожалеем. Посмеялись, а на утро у нас начались обыски…"
Что на самом деле происходило у Сейма
Как говорит Вайдас Жемайтис, за прошедшие семь лет методы литовских спецслужб практически не изменились, разве что работать стали грубее. Показательна история с митингом у Сейма 10 августа 2021 года, когда от пяти до 20 тысяч жителей Литвы вышли к парламенту протестовать против ограничительных мер из-за коронавируса, "паспорта возможностей" для привитых литовцев, но услышаны не были. Сам Жемайтис был там от начала и до конца, выступал со сцены.
"Власти делали все, чтобы спровоцировать людей. Я сейчас даже не про политику, а про обычные бытовые вещи. Одна из организаторов этого мероприятия, учительница Астра Геновайте-Астраускайте, согласовала все еще за две недели до начала мероприятия. Что делается в таких случаях, будь то концерт, народные гуляния или тот же гей-парад? На каждом углу устанавливаются биотуалеты, а тут не было ни одного. Ближайшие – через три километра, а в кафе туалеты закрылись почти сразу, представляете, что там творилось после того, как заходило по 100-200 человек", – рассказывает Вайдас Жемайтис.
Дальше, говорит он, сразу после начала митинга над головами собравшихся стал летать самолет с плакатом, призывающим к вакцинации. С такими же плакатами вокруг Сейма ездил автобус. И в довершение всего ни один политик не вышел к народу, хотя люди просили об этом. Кроме нескольких депутатов, которые были на площади перед парламентом с самого начала.
"Люди стояли у Сейма 18 часов, озлобились. Пошли к выезду машин с парковки Сейма, хотели перекрыть дорогу и поговорить с депутатами. Но тут появился спецназ, а у них баллоны со слезоточивым газом были на спинах, и стали поливать толпу. Струи были по 15 метров, досталось людям, которые просто со стороны наблюдали за происходящим, мамам с колясками. За что, почему?" – рассказывает журналист.
С площади велись прямые трансляции в соцсетях. Жители регионов видели, как власти игнорируют собравшихся, и стали приезжать в Вильнюс. Как говорит Вайдас Жемайтис, в этот момент спецслужбы поняли, что нужно срочно перекрыть все каналы информации.
"Спецслужбы начали задержания с организаторов митинга и тут же перешли на тех, кто вел прямую трансляцию в соцсети. На моем портале bukimevieningi.lt было восемь камер, и вдруг одна за другой они стали отключаться. Пропали Аделина, Витольда, Лаура и Нендря. Потом еще один парень. И остался только Лауринас – его не вычислили. Кстати, этих девушек еще и надолго задержали в полиции. Цель была именно такой – убрать всех организаторов, лидеров разных движений, тех, за кем есть люди. Запугать. Поэтому наутро к Сейму никто и не пришел, сообщали же, что задержанным грозит до шести лет тюрьмы", – поясняет Жемайтис.
Он уверен, что тех, кто кидал камни в полицейских, как раз и не задерживали. И сомневается, что это вообще были люди из толпы, склоняется к мысли, что все это было подстроено. Не случайно интернет облетели фотографии, на которых изображен один из провокаторов – на митинге с рюкзаком за спиной, а в некоем кабинете – в форме офицера полиции.
Телестудия на колесах
История с задержанием всех, кто вел прямой репортаж с площади у Сейма, заставила журналиста поторопиться. Чтобы люди знали правду и не боялись, нужно народное телевидение, говорит Вайдас Жемайтис, именно его созданием он сейчас и занимается.
"Мы планируем купить трейлер, чтобы внутри был круговой диван и можно было снимать передачи. Это будет нашей студией. Будем ездить по Литве, останавливаться на парковках и делать передачи. В Литве есть много хороших журналистов, у которых нет платформы, им негде выступать. Их не берут на работу на государственное или проамериканское телевидение. Они будут работать у нас", – говорит Жемайтис.
Он уверен, что до выхода в эфир осталось буквально месяц-два, хотя деньги на трейлер еще не собраны. Народным будет не только телевидение, но и сам проект – на приобретение студии на колесах скидываются простые люди. "Кто десять евро, кто 20 переводит, но было и 250, и 300 евро", – поясняет журналист.
"Нам нужно собрать не менее 16 тысяч, чтобы было не стыдно ездить и выходить в эфир. Первые точки прямого эфира уже знаем. В Вильнюсе подъедем к Сейму и будем вести репортажи от парламента, снимать происходящее из окна, потом поедем к государственному телевидению и будем делать передачи от телевышки. Нас не пускают на литовское государственное телевидение? Хорошо, будем делать свое", – смеется Вайдас Жемайтис.
Правда, иногда приходится жертвовать деньгами, полученными на трейлер, в пользу тех, кому эти деньги нужнее. Но, конечно, с согласия людей, переводивших средства, отмечает журналист.
"На днях я делал репортаж и сам не мог сдержать слезы. Мне рассказали о вопиющем случае: 36-летнюю женщину – инвалида первой группы, воспитывающую 12-летнюю дочь в крохотной квартире в старом доме, оштрафовали на 500 евро за то, что во время этих ковидных ограничений к ней зашел сосед. Изначально штраф был 250 евро, но при условии, что она заплатит его сразу, но она вообще не обратила внимания на квитанцию. А спохватилась, когда у нее арестовали счет в банке, заблокировали карточку. Не на что было купить даже батон хлеба", – рассказывает журналист.
Жемайтис стал разбираться, и оказалось, что семья живет на пенсию по инвалидности в 265 евро. Даже если бы они сразу уплатили штраф, на жизнь осталось бы 15 евро. Сейчас сумма штрафа оказалась для них неподъемной.
"В магазине ей продукты еще отпускали, записывая долг в тетрадь, но сколько бы это продолжалось? Вот, мы взяли 500 евро из денег с нашего трейлера и оплатили штраф, просто для того, чтобы женщина с ребенком могли есть. А потраченные деньги, уверен, мы еще доберем. Одного не могу понять – ведь не машины выписывали этой женщине штраф, а живые полицейские. Пришли к ней домой, видели, что она одна воспитывает дочь-школьницу, что живет бедно, но это их не остановило, выписали по максимуму, как зомби", – поражается Жемайтис.
Журналист говорит, что молчать больше нельзя, а этот пример, когда самых слабых людей обижает государство, просто вынуждает действовать.
Что будет дальше
Вайдас Жемайтис признается, что еще месяц назад не был готов давать откровенное интервью, но сейчас не может молчать.
"Больше не боюсь – пусть меня посадят, я готов к этому. Каждое утро жду, что ко мне придут, начнут обыск. Но отступать уже некуда – власти переступили все красные линии. Что они устроили с этими "паспортами возможностей"?! Это же открытый фашизм. Но самое главное – раньше нас, оппозиционеров, было мало, на пальцах двух рук можно было сосчитать, а сейчас тысячи", – говорит Жемайтис.
По его словам, переломным моментом стало испытание пандемией. Власти так закрутили гайки, что оппозиционные, но разрозненные ранее движения стали собираться и искать точки соприкосновения. И после разгона митинга 10 августа окончательно сплотились.
"Теперь организуется общее движение. Все оппозиционеры забывают старые разногласия, все начинается с чистого листа. Люди увидели, что Литва в большой беде, что кругом творится беспредел. Отступать уже не будем, договариваться с правительством тоже. У нас будет одно требование – они должны покинуть свои кресла. Должны пройти новые выборы в парламент. Эти люди, стоящие у власти, воруют уже 30 лет, и на 30 лет они оккупировали нашу страну. Прошло время, когда можно было с ними договариваться", – говорит Жемайтис.
На вопрос: "Кто они?" – оппозиционер отвечает, что "это режим Ландсбергиса, консерваторы, которые выполняют все, что говорят заказчики из Америки". "Они с 90-х годов столько наворовали в Литве, что у американцев на них есть компромат, я думаю. Они уже не думают своими головами – их хозяева американцы", – уверен журналист.
"Поэтому мы будем выходить, и мы будем добиваться своих целей, даже если нам будут запрещать это делать", – настаивает Вайдас Жемайтис. И то, что Вильнюсский муниципалитет решил не выдавать разрешение на проведение митинга 10 сентября, его, как и другие оппозиционные силы Литвы, не смущает.