ВИЛЬНЮС, 28 авг — Sputnik. В первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом в 2020-м импорт из Белоруссии в Литву подскочил на 58,3 процента и составил почти 560 миллионов евро. Об этом свидетельствуют данные Департамента статистики Литвы.
Согласно сообщению, по объемам импорта Белоруссия уступила только США. Однако Депстат отмечает, что товары, ввозимые из Белоруссии в Литву, составляют относительно небольшую долю, всего 3,3 процента импорта, столько же, например, ввозится товаров из Франции.
В то же время экспорт в Белоруссию упал чуть больше чем на десятую часть в первой половине этого года. Из Литвы в Белоруссию было отправлено товаров на сумму около 465 миллионов евро, говорится в сообщении.
По словам экономиста банка SEB Тадаса Повилаускаса, результаты последних шести месяцев ясно показывают, что литовский бизнес не уменьшил свою зависимость от белорусских товаров.
С другой стороны, по мнению Повилаускаса, Евросоюз ввел секторальные санкции против Белоруссии только в конце июня, и они касались только тех импортируемых товаров, чья доля в структуре импорта страны небольшая, – нефтепродуктов, определенных удобрений, товаров, предназначенных для производства табачных изделий.
Кроме того, по словам Повилаускаса, годовое изменение могло быть искажено тем фактом, что в начале прошлого года из-за пандемии экономическая активность и торговля между странами резко упали.
Еще одна причина, по мнению экономиста, почему импорт из Белоруссии выглядит впечатляюще, — это цены на сырье. В первом полугодии прошлого года они резко упали, а в этом году, наоборот, значительно выросли, что также положительно сказалось на скачке стоимости импорта, отметил специалист.
Повилаускас также подозревает, что значительному увеличению импорта мог способствовать и тот факт, что литовские компании спешили закупить больше товаров в Белоруссии, пока их поставки не прерваны.
В этом году также на 74 процента увеличился импорт черных металлов. По словам экономиста, это произошло из-за резкого роста цен на него и огромного спроса.
Однако экономист уверен, что результаты импорта во втором полугодии будут намного хуже, потому что отношения между Литвой и Белоруссией накаляются еще больше.
"Нет сомнений в том, что петля, наброшенная на режим [президента Белоруссии Александра] Лукашенко, начнет душить и литовский бизнес. Особенно на это может повлиять решение США ввести санкции в отношении продукции "Беларуськалия", одного из крупнейших мировых производителей калийных удобрений", – сказал экономист.
Согласно прогнозам, после вступления в силу санкций в декабре Литовские железные дороги и Клайпедский порт потеряют около трети всех грузов. Таким образом, по оценке главы Литовских железных дорог Мантаса Бартушки, компании может потребоваться около 60 миллионов долларов помощи от государства, в противном случае придется на 30 процентов повысить железнодорожные тарифы.
Предполагается, что из-за потери белорусских калийных удобрений и других грузов логистическая цепочка Литвы может потерять более 100 миллионов евро дохода.
Всего на Евросоюз приходится около десяти процентов транспортируемых через Литву белорусских удобрений, остальная часть идет в Китай, Индию, Бразилию и другие страны. Нет сомнений, что их цена из-за санкций значительно вырастет.
В начале августа США, Великобритания и Канада ввели новые экономические санкции против Белоруссии. По мнению властей этих стран, в Белоруссии нарушаются права человека. Несколько белорусских компаний, в том числе ОАО "Беларуськалий". Белорусская калийная промышленность также попала под санкции Оттавы.
При этом президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у Минска есть реальная альтернатива перевалке грузов через Литву – ей является сотрудничество с портами в Мурманской области. По словам главы государства, западные страны "хотят попасть себе в голову", лишая свои порты доходов от белорусских грузов. Как заявил Лукашенко, Северный морской путь поможет доставлять грузы в Азию кратчайшим способом.