14 (1 по старому стилю) августа в народном календаре большой праздник – Медовый Спас. С одной стороны, он прочно связан с церковными традициями и началом Успенского поста. С другой – это больше народный праздник, чем церковный. В его традициях тесно переплелись языческие и христианские мотивы.
Иначе Медовый Спас на Руси называли Первый Спас, Мокрый Спас, Спас Всемилостивейший, день Соломониды-бабушки, Маковый Спас, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник и даже Проводы лета. Основное же название этого и других двух праздников – Спасы – дано в честь Иисуса Христа-Спасителя. Остальные названия тоже появились неспроста.
Маккавеев день
Название Маккавеев день связано с тем, что 14 августа также чтили память семи святых мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, а также матери их Соломонии (отсюда название день Соломониды-бабушки) и учителя их Елеазара. История их мученичества относится к II веку до нашей эры. Правитель Антиох Эпифан возрождал в Иудее язычество и поставил в Иерусалимском храме статую Зевса. 90-летний учитель закона Божия Елеазар открыто выступил против таких злодеяний. С ним были семеро его учеников и их мать. Всех их жестоко казнили, причем сыновей убивали по очереди на глазах Соломонии. Их подвиг воодушевил Иуду Маккавея поднять восстание против Эпифана и победить.
В народном же сознании имя Маккавеев связалось с маком, который созревал к этому дню. Так что 14 августа готовили постную выпечку с маком и медом. Их добавляли в начинки или делали из них особую смесь – маковое молоко, чтобы макать туда блины. Мак был одним из излюбленных лакомств, что отразилось и в поговорках: "Мачок с медом – усы оближешь", "Черен мак, да бояре едят", "Рад Яков, что пирог с маком". Несмотря на начало поста, в некоторых областях молодежь устраивала хороводы и игры.
Мак, особенно освещенный, нередко использовали для изготовления различных оберегов и талисманов. Например, 14 августа рекомендовалось собрать маковейчик – специальный букет из 17 трав и цветов, который потом хранили в доме, чтобы он защищал семью от невзгод и раздоров. В такой букет входили разные растения, обязательно в нем присутствовал мак (коробочки). Добавляли и душицу, овес, мята, горечавка, полынь. Букет перевязывали красной лентой и хранили весь год, до следующего лета.
Мак издавна считался растением-оберегом, который защищал от нечисти и сглаза, придавал сил и даже мог обеспечить богатство. Маленький букетик из освещенных маковых коробочек можно поместить над входной дверью дома.
Мокрый Спас
Спасом на воде и Мокрым Спасом день звали потому, что в церкви проводилось малое водосвятие. Во многих областях бытовала традиция в этот день чистить старые колодцы и освещать новые. Могли совершать и крестный ход к родникам для освящения воды. Нередко потом купались в такой воде и даже купали скот, чтобы уберечь его от болезней или сглаза.
В некоторых местностях 14 августа засевали озимые, сохранились и поговорки об этом: "Первый Спас – первый сев", "До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать".
Медовый Спас
Медовым Спасом праздник звали потому, что к этому дню соты обычно наполнялись медом и после него пчелы ничего уже в улей не несли. Верили, что если не начать собирать мед из ульев, то пчелы его растащат. Первый мед несли освещать в церковь и только потом пробовали его. Пчеловоды медом этот день делились: считалось, что после освещения каждый должен его попробовать, так и говорили: "На первый Спас и нищий медку попробует". Была и обязательная "ребячья" доля – специально для этого дети собирались на пасеках. Из меда готовили сбитень, пекли на нем пряники и пироги.
О целебных свойствах меда знали издревле. На него же читали специальные заговоры: и от болезней, и на счастливую семейную жизнь, и на удачное замужество.
На Медовый Спас во всех церквях проходят службы в честь двух праздников: празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (в честь победы Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году) и Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, (установленного еще в Константинополе в IX веке). В храмах после исполнения Великого славословия (песнопение, основанное на ангельской песне, которая прозвучала при возвещении пастухам о рождении Иисуса Христа) выносят Креста и каждый верующий может ему поклониться Святому Кресту. Потом совершают малое водосвятие.
Устраивали на Медовый Спас "вдовьи и сиротские помочи": всем миром помогали им в хозяйстве, готовили для них угощение, так и говорили: "Ты – за себя, мы – за тебя, а Христов Спас – за всех нас".