Антибелорусская виртуальность меняет литовскую действительность. Каждый день ведущие политики продолжают запугивать народ "открытой войной" против Литвы. Больше не гибридной. Политики конкурируют друг с другом за то, кто сможет предложить лучший способ остановить нелегальных мигрантов из Азии и Африки. В этом году в Литве их поймано уже более 1700, и их количество растет. Арифметика проста. 130-150 нелегалов в день — около 50000 в год. Город Алитус. Что ж, сократим до 50 беженцев в день. Это уже вся Паланга в межсезонье. Гуманитарная катастрофа для Литвы.
На заднем плане по-прежнему действуют санкции против Белоруссии. Это потеря сотен миллионов евро из-за перебоев в перевозках через Клайпедский морской порт и по литовским железным дорогам. Убытки для Литвы. В условиях надвигающегося финансово-экономического кризиса, вероятность которого никто, даже среди экономистов Банка Литвы, не отрицает. Очевидна прелюдия к кризису 2008 года.
Только тогда пандемии не было. Тогда не было начавшегося перераспределения мирового геополитического влияния, которое могло бы охватить приграничные государства и народы. Если посмотреть внимательнее — вид апокалиптический. Не виртуальный.
Внеочередное заседание Сейма созвано в связи с миграционным кризисом. Правительство страны подвергается резкой критике со стороны мэров. Обычные люди обеспокоены. Все не только удивлены, но и возмущены желанием неподготовленных кризисных менеджеров перенести груз ответственности за размещение мигрантов на плечи муниципалитетов. А заодно и на Евросоюз.
Литовские политики и спецслужбы заявляют, что правительство Белоруссии сознательно организовывает вывоз мигрантов в Литву. Якобы это делается на специальных рейсах из Ирака. А с преступниками работают белорусские спецслужбы. Такой вот тандем преступников. Конечно, белорусам помогает Москва. Так говорят "эксперты". Как же без "руки Кремля"!
Какие меры будут приняты, чтобы остановить незаконный поток? Есть и военные предложения — газ, электричество, мины, стрельба без предупреждения, стрельба после предупреждения, перебросить обратно через забор, сажать мигрантов в тюрьмы как "непосредственных участников агрессии против Литвы". Чтобы перебросить через забор, его нужно построить. Строительство начали. Пока что проволочное ограждение.
Вывод один — этот кризис застал правительство страны врасплох. У него не было и нет стратегического плана, как им управлять. Хотя, по мнению многих политиков и экспертов, все это можно было давно предвидеть. Правительство Литвы ничего не сделало, наивно надеясь, что все время будет спокойным. Спокойным, несмотря на откровенно оскорбительную риторику официальных лиц Литвы в адрес президента Белоруссии Александра Лукашенко. Наивно надеялись на спокойствие, в то же время поддерживая распространение информации, цель которой – повысить недовольство граждан соседнего государства своим государством.
Хотя и виртуально, белорусское общество было разделено и противопоставлено друг другу. Виртуальная реальность – это то место, где человек и даже государство только кажутся. Просто кажутся.
Действия предпринимаются в реальности. В виртуальности мы, в том числе государство, имеем дело с самостроящимися конструкциями. В реальности люди и явления настоящие. Когда два пространства – виртуальное и реальное – сталкиваются, это и комично, и драматично: "кажущиеся" законы виртуальности общество или даже государство пытаются воплотить в реальность, в которой нужно действовать. Нынешние отношения Литвы с Белоруссией являются наглядным отражением столкновения этих двух пространств.
Литва выстроила отношения с Белоруссией по самым впечатляющим канонам виртуальной реальности. Освещенные правительственные здания и профили в Facebook в цветах бело-красно-белых флага. Общественный деятель Андрюс Тапинас организовал на границе "Балтийский путь – 2".
Были еще концерты. Через литовско-белорусскую границу на воздушных шарах летали плюшевые мишки. Литовцы, сидя на диване, искренне поддержали в Facebook демонстрации в соседней стране. По настоянию правительства они написали тысячи сообщений в соцсетях, охаивая "последнего диктатора Европы".
И что? Помогло? Белоруссия из-за медвежат и концертов уже вся демократическая по всем меркам? Уже принята в семью ЕС? Стала членом НАТО? Нет, на днях покинула проект "Восточное партнерство". Что это за партнерство, если партнеры применяют санкции? Чтобы было сложнее и хуже. Для экономики, для людей.
Каждый верит, хочет верить в мир и любовь во всем мире. И вот уже тридцать лет у Литовской Республики сквозная граница. Точнее ее нет. Ладила с соседом.
В виртуальности нет границ. Там только любовь, доброта и радужные единороги бегают по земляничным лужайкам. На самом деле – ржавая реальность. Отношения с Белоруссией Лукашенко – это, по сути, пересечение двух реальностей. Президент Лукашенко живет и работает в реальности, литовское правительство, кажется, в виртуальности. Просто кажутся.
Литовцы, выросшие в тени ЕС и НАТО, убаюкиваемые передовым опытом различных НПО и очарованные местными политологами, продолжают вести свои войны в Facebook. Всего лишь могут называть Александра Лукашенко диктатором и сомневаться в его умственных способностях.
У "последнего диктатора Европы" такой роскоши нет. Самая большая и основная ошибка литовской элиты и ее подражателей – считать его дураком. "Диктатор" не является и не может быть дураком. Такие не выживают. Быть диктатором – это не только играть в хоккей. Нужно шевелить мозгами. И быть лидером. Быть лидером – значит участвовать в ежедневной борьбе за выживание. В том числе за выживание своего государства. Помнить, что каждую секунду на тебя может быть нацелено оружие, подсунут яд, совершено какое-то другое физическое покушение. Это сочетание различных интересов разных социальных групп. Чтобы ни одна не получила такого влияния и власти, чтобы незаконно сменить лидера и вызвать разрушения и хаос в стране.
Каждый день "последнего диктатора Европы" – это победа в борьбе за выживание. Не только свое. Белоруссии. Белорусов. В реальности. Ни в каком-то Facebook или демонстрационной акции.
А литовцы влезли с плюшевыми мишками и воздушными шарами и экспортом демократических ценностей... Вы думаете, что белорусский лидер очень обеспокоен тем, что литовские инфлюенсеры и нанятые комментаторы называют его дурным, безумным диктатором? Для него... — здесь уместно нецензурное слово.
Антибелорусская виртуальность превратилась в литовскую реальность по эту сторону литовской государственной границы.
Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Белоруссия стремится изменить политику Литвы. Неужели и министр заблудился между виртуальностью и реальностью? Накануне заявления Ландсбергиса МИД Литвы аккредитовал "демократическое представительство Беларуси" в Литве. Как сообщили в МИД республики, миссия была аккредитована после обращения экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской.
Еще одна виртуальная акция Литвы – виртуальный президент Белоруссии, виртуальное посольство Белоруссии. С официальным статусом.
В начале июля Белоруссия объявила о сокращении посольства Литвы в стране до минимума. В МИД аргументируют это решение инициативами Литвы, которые являются недружественными и поощряют конфронтацию.
Литва отреагировала на этот шаг Белоруссии решением о том, что до полуночи 12 июля этого года дипломатический персонал посольства Белоруссии в Литве должен быть сокращен до одного сотрудника (для консульских функций), не более трех сотрудников посольства могут остаться для выполнения административных и технические функции.
Этот обмен дипломатическими миссиями Литвы и Белоруссии с депортированным персоналом свидетельствует об ухудшении отношений. В реальности!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.