ВИЛЬНЮС, 14 июня – Sputnik. Служба специальных расследований (STT) Литвы назвала наиболее рискованные секторы госзакупок с наибольшей долей закупок от одного поставщика.
Специалисты аналитического управления антикоррупционной разведки STT провели исследование государственных закупок. Большая часть госзакупок у одного поставщика оценивается как рискованная с антикоррупционной точки зрения.
Отсутствие конкуренции при таких закупках может привести к увеличению цен на закупаемые товары, услуги или работы, снизить возможности наиболее рационального использования государственных средств.
По данным STT, в Литве в 2018–2020 годах все закупающие органы осуществили более половины (53 процента) международных и упрощенных государственных закупок, за исключением малоценных, у одного поставщика: 39 процентов при наличии только одного поставщика, 14 процентов – после процедурных отказов остался один поставщик. Таким образом, не была обеспечена конкуренция между разными поставщиками, предложениями и ценами.
Согласно данным Центральной информационной системы закупок, наиболее рискованными секторами с наибольшей долей закупок от одного поставщика являются IT, услуги по ремонту и техническому обслуживанию, услуги здравоохранения и социальной работы, медицинское оборудование, фармацевтические препараты и средства гигиены.
В 2019 году Индекс потребительских цен Литвы получил 60 баллов, а доля закупок у одного поставщика достигла 28 процентов.
По доле одного поставщика Литва входит в общую группу стран, в которую входят Латвия, Испания, Кипр, Словакия, Италия. Лучшие показатели индекса и наименьшее количество закупок у одного поставщика в Швеции – 85 баллов и закупки с одним поставщиком – семь процентов, Дания – 87 и 12 процентов, Финляндия – 86 и 13 процентов, Норвегия – 84 и 13 процентов, Исландия – 78 и шесть процентов.
Причины участия только одного поставщика
Ситуация, когда в государственных закупках участвует только один поставщик, объясняется разными причинами.
Так, например, в Литве в основном не публикуются переговоры. Также объект покупки зачастую нельзя искусственно разделить, то есть разбить на несколько разных частей. Мешают прозрачности госзакупок и короткие сроки подачи предложений.
Чрезвычайно короткий срок часто указывает на плохое планирование или попытку исключить участников из процедуры.
Также случается неправильное распределение затрат. Случаи, когда основная часть расходов сосредоточена в конце года, приводят к ситуациям, когда меньше времени, внимания и административных возможностей уделяется обеспечению конкурентоспособности и прозрачности каждой закупки.
Также актуальна проблема зависимости от одного или небольшой группы поставщиков. Были выявлены случаи, когда закупающий орган становится зависимым от одного или небольшой группы поставщиков и не может отказаться от покупки товаров или услуг без значительных затрат. Такие ситуации нередки при закупках у поставщиков программного обеспечения и медицинского оборудования.