Симонас Кайрис, ведущий представитель "Движения либералов", требует, чтобы вышеупомянутый памятник, созданный известным литовским скульптором Юозасом Микенасом и поставленный в центре города в 1959 году, был исключен из Регистра культурных ценностей, в котором он находится с 1992-го, и без исключения, из которого демонтаж памятника с юридической точки зрения был бы достаточно сложным.
Как известно, раньше снимать памятник с учета не решались, а кроме того, было немало возмущения со стороны общественности: и деятелей культуры, и простых горожан. Хотя, конечно, мнение большинства (по мнению ландсбергистов — "простаков"), если оно не "уместно", значит, мало: это было наглядно продемонстрировано еще в 2015 году, когда Ремигиюс Шимашюс принял решение о произвольном демонтаже скульптур Зеленого моста ("На страже мира", "Молодежь науки", "Сельское хозяйство", "Промышленность и строительство"), когда даже на результаты опросов общественного мнения по заказу президентского дворца, согласно которым жители Вильнюса действительно не хотели отказываться от статуй, попросту наплевали.
Цинизма в этом отношении не скрывает и заместитель мэра Вильнюса Валдас Букинскас, который состоит в партии СО-ХДЛ. Он назвал памятник Пятрасу Цвирке "самым посещаемым голубиным туалетом в Вильнюсе". Может быть, не туалетом, но эстетической и вообще культурной ценностью этот корифей считает "трубу" на набережной Нерис?
Еще в конце 2020 года пришедшая к власти "радужная" коалиция СО-ХДЛ, "Движения либералов" и Партии свободы включила в свои приоритеты (наряду с однополым партнерством, легализацией легких наркотиков и так далее) декоммунизацию/десоветизацию, то есть дальнейшую борьбу с нашей историей — c увековечением и Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, и других символов Советской Литвы. И видно, что в этом случае все происходит, как говорится, "по полной программе".
В этом контексте стоит спросить: а почему именно такая программа? Или более конкретно: почему литовские либералы и националисты в целом — постсоветская литовская элита — ненавидят Пятраса Цвирку? И не только его, а вообще всех действительно выдающихся советских деятелей нашей нации, нашей страны. Ответ на этот вопрос, как в случае Цвирки, так и в случае других, всегда двоякий: и классовый, и цивилизационный.
Как понимать?
Классовый — потому что Пятрас Цвирка был писателем левых взглядов, который в своем творчестве критиковал социальную несправедливость и эксплуатацию рабочих, а вместе с другими литовскими классиками (такими как А. Венцлова, В. Монтвила, К. Борута, Ю. Балтушис, С. Нерис) стал вестником трансформации социалистического общества и воинствующего гуманизма в целом. А нынешняя Литва отказалась от всего этого еще в 1990-е, повернув на путь криминального капитализма, — и в стране, где правят олигархи, левые, марксистско-коммунистические идеи для элиты, мягко говоря, неблагоприятны. Это первый момент.
Второй — цивилизационный: ведь Цвирка был среди пионеров-творцов Советской Литвы, Литвы, повернувшей на социалистический путь и, более того, вернувшейся с Запада в русскую цивилизацию, которая была воплощена в то время в СССР и с которой литовскую нацию, как бы это кому ни нравилось, связывают долгая история, традиции, а также духовные и кровные узы... Но ведь сегодняшняя Литва с 1990-х годов основывает свою идентичность на русофобии и антисоветизме, чтобы оправдать свой поворот на Запад, в империю США – НАТО – ЕС, несмотря на то, что такое отношение, так или иначе, но в полном противоречии с исторической реальностью, неизбежно ведет к эрозии и искажению литовской национальной культуры.
И эти два аспекта, как сиамские близнецы, идут рука об руку. И именно в них кроются самые глубокие, ощутимые или непонятные, но объективные мотивы "десоветизаторов".
Возможно, это понимает и внук писателя Айдас Пиворюнас, который заслуженно возмутился инсинуациями сидящих у власти антикоммунистических вандалов и метко назвал операцию последних "целенаправленным пренебрежением к литовской культуре". И ландсбергистам этого, конечно, не понять.
Другое дело, поймут ли это широкие слои нашего общества? Этот вопрос важен, потому что только положительный ответ может гарантировать сохранение как Цвирки, так и другого нашего бесценного культурного наследия, по сути, нашей национальной чести (или, по крайней мере, ее остатков). Об этом сегодня должен задуматься не только каждый левый, но и каждый настоящий литовский патриот.
Потому что нация без истории – это нация без будущего!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.