ВИЛЬНЮС, 1 июн – Sputnik. Возможные санкции, затрагивающие деятельность Клайпедского порта, отразятся на всех компаниях порта, а также на литовском бюджете. Об этом заявил бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий в Facebook.
Ранее глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз может взять под контроль экспорт белорусских калийных удобрений, которые Минск поставляет через страны Балтии. Однако президент Литвы Гитанас Науседа усомнился в действенности таких мер и заявил, что в случае принятия данного решения "убытки понесет кто угодно, но не белорусский режим".
По словам Удовицкого, если БКТ потеряет существующий груз, то начнется перераспределение груза между компаниями порта, корректировка тарифов и объемов.
"Болезненный процесс, должен вам сказать... Потеряют все, и бюджет в том числе, так как произойдет уменьшение тарифов перевалки, уменьшение прибыли многих компаний, меньше будет выплачиваться налогов. Да и зарплаты своим работникам сократят многие компании, а не только БКТ", – отметил он.
Бизнесмен добавил, что Клайпедский порт потеряет гораздо больше, чем только белорусский транзит. Также есть риск потерять украинский и российский транзит через территорию Белоруссии.
"Кстати, то же самое произойдет с железнодорожным транзитом в Калининград, который следует в Литву в основном через территорию РБ [Республики Беларусь] – кто-то вообще задумывался о том, что он также может быть потерян, если не весь, то большая его часть? <…> А зачем тогда эта мегапрограмма реконструкции порта Клайпеды на сотни миллионов евро, если исчезнут грузы, для которых вся эта реконструкция задумывалась?" – отмечает Удовицкий.
Также он прокомментировал высказывания о том, что белорусский груз якобы может быть замещен каким-либо другим.
"Предлагаю всем задать себе один простой вопрос: если есть какой-то "другой груз" – почему он до сих пор не в Клайпедском порту? Не будем себя обманывать – замены белорусскому транзиту нет. Литовская экономика не создает значительную грузовую базу ни сейчас, ни в перспективе. Не будем себя обманывать: белорусский транзит – лишь малая часть айсберга потерь, которые последуют после этой потери, если она будет допущена", – заключил он.
В то же время Удовицкий заявил, что верит в здравый смысл и взвешенные решения политиков.
Ранее глава Клайпедского порта Литвы Альгис Латакас признал, что потеря грузопотока из Белоруссии приведет к убыткам для морской гавани, однако "это место могли бы занять другие грузы".
Литва уже потеряла транзит белорусских нефтепродуктов. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в августе прошлого года заявил о возможной переориентации торговых потоков с портов Прибалтики.
Россия и Белоруссия 19 февраля заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Белоруссии более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах.
Отношения Литвы и Белоруссии
Отношения Белоруссии и Запада обострились после того, как в Минске был задержан блогер Роман Протасевич. Это произошло после того, как самолет Ryanair совершил экстренную посадку из-за сообщения о минировании. Рейс летел по маршруту Афины – Вильнюс. Позднее информация о минировании не подтвердилась.
Протасевич проходит в Белоруссии по нескольким уголовным статьям. Кроме того, он является автором двух Telegram-каналов, которые в республике признаны экстремистскими.
Инцидент вызвал бурную реакцию в западных странах. Литва настаивает на введении новых санкций.
Это не первый случай вынужденной посадки самолета. Так, в Австрии в 2013 году вынужденно сел самолет президента Боливии Эво Моралеса. Испания, Италия, Франция и Португалия закрыли для него воздушное пространство из-за слухов, что на борту может находиться бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны. Тогда США потребовали обыскать самолет, однако Сноудена там не нашли. Боливии принесли извинения за этот инцидент.