В начале мая появились рекомендации Комитета по иностранным делам Европейского парламента лидерам относительно стратегии в отношении России (pdf *). С одной стороны, можно сказать, что ЕП не очень важная организация и говорит только о проекте своего комитета. Однако документ приобретает другое значение, если вместе упомянуть еще две публикации.
Первая – это отчет Chatham House "Мифы и ложные предположения в дебатах о России". Вторая – статья Джона Болтона, бывшего советника Дональда Трампа по национальной безопасности, "Как Байден может перевернуть все с ног на голову в своих отношениях с Путиным". И если расположить все эти публикации в порядке важности, можно утверждать, что на первом месте стоит отчет Chatham House (как общая стратегия Запада), на втором – статья Болтона (как указание на то, что Америке нужно делать в рамках этой стратегии), а рекомендации комитета ЕП – на третьем (как инструкции, что Европе нужно делать в контексте генерального плана).
В общем, такое ощущение, что все эти тексты написаны в одном месте, причем самыми агрессивными "ястребами" Запада. Какова же их красная линия?
Она очень проста – "Карфаген (читай – Россия) должен быть разрушен". Не нужно бояться жесткого противостояния с Москвой и искать с ней компромиссы (отказываться от санкций). Ее нужно вытеснить с постсоветского пространства и поощрять там трансформацию "античеловеческого режима" – при необходимости отключив Россию от системы SWIFT и не признав результаты предстоящих парламентских выборов.
Интересно, что Болтон недоволен даже действиями нынешней администрации президента США, хотя, казалось бы, ее подход к России максимально жесткий. Но более важный момент в этой истории связан с Европой. В ней все еще есть силы, которые не хотят терять связь с Москвой, и заявление главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля стало в этом случае очень красноречивым: "Мы подтвердили нашу решительную поддержку Чехии и Болгарии, но все согласны с тем, что не стоит продолжать нагнетать напряженность в отношениях с Россией".
Очевидно, такая позиция не подходит западным "ястребам". Проще говоря, они хотят превратить Европу в одну большую Украину – заставить ее навсегда испортить политические отношения с Россией, "пересмотреть проекты поддержки инвестиций и экономического сотрудничества, начиная с приостановки проекта "Северный поток – 2" (как говорится в рекомендациях ЕП), – а также включиться в ожесточенную геополитическую борьбу за государства постсоветского пространства (Молдавия, Белоруссия и так далее).
Этого желали и в прошлом, но особенность сегодняшней ситуации в том, что давление на Европу в пользу выбора именно этого пути – необратимой конфронтации с Россией – значительно усилилось. Доказательство тому – чешская провокация со взрывами и упомянутые выше рекомендации ЕП. И место Литвы в этой картине как на ладони.
В проекте рекомендаций комитета Европарламента указывается лицо, которое должно его представить, это Андрюс Кубилюс, представитель консервативной партии Литвы и давний критик России. Очень символично. Но и практических действий достаточно. Как уже упоминалось, все тексты призывают к "отрыву" от России ближайших соседей. Вильнюс активно делает это в случае с Украиной, Грузией, Белоруссией, Молдавией и Арменией.
Например, недавно на встрече со спикером парламента Армении президент Литвы Гитанас Науседа обсудил подготовку к саммиту Восточного партнерства и заявил, что настало время для успешной реализации соглашения о партнерстве между ЕС и Арменией (где политический кризис остается непреодоленным). Или другой пример: предстоящие внеочередные парламентские выборы в Молдавии, которые станут ожесточенной битвой между пророссийскими и прозападными силами. Некоторое время назад литовский лидер побывал в этой стране и в очередной раз поддержал ее интеграцию с ЕС.
Таким образом, как в Европарламенте, так и на встречах лидеров ЕС и в рамках программы Восточного партнерства Вильнюс с энтузиазмом реализует план радикального противостояния Европейского союза с Россией, что в последнее время особенно подчеркивали западные "ястребы". Вопрос в том, как далеко они готовы зайти, чтобы достичь своей цели, и насколько Европа готова противостоять такой перспективе? Политическое лето, кажется, будет жарким.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.