Уход белорусского топлива из Литвы может быть выгоден польской компании Orlen. По словам польского журналиста Матеуша Кубяка в материале для Dziennik Gazeta Prawna, в первую очередь от решения Минска переориентировать транзит на российские порты страдает Литва, в то время как Белоруссия пока сохраняет возможность экспортировать свою продукцию через Латвию и Эстонию.
По мнению Кубяка, Россия может захотеть получить ключевые белорусские активы. Однако от ухода белорусских грузов из Литвы может выиграть не только Россия, но и Польша, считает автор материала.
По его словам, принадлежащее полякам нефтеперерабатывающее предприятие в Мажейкяе получит сейчас более сильную переговорную позицию, чем литовские партнеры.
В интервью Sputnik Литва эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что у поляков слишком оптимистичный взгляд на вопрос с белорусскими нефтепродуктами.
"Мне кажется, немножко оптимистичное для себя у них мнение. Потому что нынешний конфликт Белоруссии и Литвы пока что к масштабным каким-то изменениям не привел. Пока даже еще непонятно, в каком объеме Белоруссия перекидывает продукты на российские порты. Потому что мы знаем о первой поставке и все. Пока что новых поставок с нефтепродуктами ни в порт Санкт-Петербурга, ни в Приморск, ни в Усть-Лугу мы не видим. Поэтому пока непонятно, в какой мере в Россию перейдут продукты, которые раньше шли через Клайпеду", – отметил эксперт.
По словам Юшкова, как от ухода перевалки из Литвы выиграет Польша, сказать сложно.
"Белоруссия непосредственно нефть не поставляла на переработку в Литву. Продажей сырья занимаются российские компании. Они ничего не меняли в этом плане. В Польшу идет российская нефть, на другие НПЗ. Здесь изменился лишь маршрут доставки белорусских нефтепродуктов на мировой рынок. Прежде всего через Клайпеду они вывозили продукты, которые шли в Нидерланды и Великобританию. Саму Литву для внутреннего потребления нефтепродукты белорусские по-прежнему идут. Поэтому как выиграет Польша от этого, сказать сложно. Мне кажется, это попытка выдать желаемое за действительное", – отметил эксперт.
По мнению Юшкова, если поляки собираются экспортировать в Литву нефть, то это будет та же самая белорусская нефть, которую поставили в Польшу с избытком.
"Белорусы не отказываются от продажи самой Литве. Они отказываются от услуг Литвы по перевалке на танкеры. Они исключительно портовую историю торпедируют, не дают Литве зарабатывать на перевалке, на доставке и перевалке на танкеры. В саму Польшу белорусы поставили значительно больше нефтепродуктов, чем в прошлом. Поэтому если поляки собираются больше экспортировать нефтепродуктов в Литву, то де-факто это будут те же самые белорусские. Потому что у белорусов они увеличили закупки, а сами увеличили продажи прибалтам", – пояснил эксперт.
Юшков отметил, что в конкурентную борьбу за белорусские грузы легко вступит Латвия, потому что является приемлемым политическим партнером.
"Латвия не вмешивалась во внутриполитические процессы белорусов, как Литва. Латвия в этом плане очень сдержанно относилась. Они и БелАЭС не критиковали. Поэтому в политическом плане они приемлемые партнеры для Минска, в отличие от Литвы", – сказал эксперт.