ВИЛЬНЮС, 24 мар – Sputnik. Уход белорусского топлива из Литвы может быть выгоден польской компании Orlen, пишет польский журналист Матеуш Кубяк в материале для Dziennik Gazeta Prawna.
По его словам, в первую очередь от решения Минска переориентировать транзит на российские порты страдает Литва, в то время как Белоруссия пока сохраняет возможность экспортировать свою продукцию через Латвию и Эстонию. Журналист отметил, что сильные убытки несет литовская компания Klaipedos nafta, владелец и оператор терминалов нефтепродуктов в Клайпеде. В меньшей степени страдают "Литовские железные дороги", которые обеспечивали транспортировку продукции в порт, однако и этой компании придется столкнуться с падением доходов или даже пересмотреть стратегию развития и инвестиционные планы.
По мнению Кубяка, Россия может захотеть получить ключевые белорусские активы.
Однако от ухода белорусских грузов из Литвы может выиграть не только Россия, но и Польша, считает автор материала.
"Уход белорусского топлива из Клайпеды выгоден для компании "Орлен" (Orlen). Принадлежащее полякам нефтеперерабатывающее предприятие в Мажейкяе получит сейчас более сильную переговорную позицию, чем литовские партнеры", – пишет он.
В то же время журналиста беспокоит возможное усиление "зависимости" Белоруссии от России.
"Возможный приход российского капитала в очередные белорусские концерны обеспечит их средствами для проведения модернизации и расширения производства, а также гарантирует поставки сырья на выгодных условиях. Это будет иметь существенное значение для польских компаний, чьим непосредственным конкурентом выступает Белоруссия", – подытожил он.
Вопрос перенаправления грузов из портов Балтии возник у Белоруссии после резких заявлений и действий с литовской стороны на фоне ситуации после выборов президента, на которых победил Александр Лукашенко.
РФ и Белоруссия 19 февраля заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Белоруссии более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах.
Политический аналитик Александр Носович в интервью Sputnik Литва заявил, что Литва теперь не зависит не только от белорусских нефтепродуктов, но и от белорусских денег, которые этот транзит давал. По его мнению, если Вильнюс будет продолжать подобную политику, то лишится и транзита белорусских калийных удобрений и других продуктов, которые переваливаются через Клайпедский порт.