Транзит уйдет не попрощавшись. Что делать Литве без белорусских грузов

Ситуация в портах Литвы и Латвии без российских и белорусских грузов все осложняется. РФ и Белоруссия переориентируют грузопотоки на Ленинградскую область. Что же ожидает транспортную сферу Балтии в 2021 году?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Миллионы потерь

Экономика Латвии сильно зависит от транспортной сферы. По данным латвийского Агентства развития и инвестиций, логистика и транспорт составляют девять процентов ВВП страны и обеспечивают работой около восьми процентов населения. Однако в 2020 году транзит сократился. По информации Министерства сообщения республики, через местные порты в прошлом году прошло всего 44,9 миллиона тонн грузов – это на 28 процентов меньше, чем в 2019-м.

Литва цинично смешала экономику с политикой и проиграла, заявил эксперт

Аналогичная ситуация складывается и с железнодорожными перевозками Латвии. В 2020 году они едва превысили 24 миллиона тонн.

Казалось бы, на фоне Латвии несколько лучше складывается ситуация в Литве. Грузопоток Клайпедского порта за 2020 год увеличился на 3,2 процента и составил почти 48 миллионов тонн. Однако, хотя объем перевалки удобрений вырос на 2,6 процента, один из ключевых показателей – нефтепродукты, – демонстрирует спад на 21 процент.

Как заявил генеральный директор порта Альгис Латакас, данное снижение объясняется "всеобщим замедлением экономики". Однако в 2021 году Клайпеду ожидает дальнейшее сокращение перевалки нефтепродуктов, и дело вовсе не в низкой международной деловой активности. В декабре прошлого года Белоруссия заявила о приостановке транзита нефтепродуктов через Клайпеду. Данное решение стало реакцией на отказ балтийских стран признать президентские выборы в республике и введение санкций против Александра Лукашенко. При этом белорусские грузы обеспечивают около 30 процентов перевалки Клайпедского порта.

Транзит уйдет не попрощавшись. Что делать Литве без белорусских грузов

Контрактов не будет

Не самые легкие времена переживает и железнодорожный перевозчик Литвы компания LTG Cargo. Она тоже потеряла контракт с Белоруссией – приостановив экспорт нефтепродуктов через Клайпеду, "Белорусская нефтяная компания" (БНК) не стала продлевать договор и о железнодорожных перевозках.

Безусловно, отсутствие нового контракта негативно скажется на экономике Литвы, считает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. "Литва – небольшое государство, там живет три миллиона человек, и она жила более-менее нормально за счет того, что была транзитером-посредником для Белоруссии. Но если эта подпорка будет вынута, ничего хорошего там не будет", – заявил эксперт в интервью агентству Sputnik.

С января по ноябрь 2020 года LTG Cargo перевезла около 49 миллионов тонн грузов, что на 3,5 процента меньше прошлогоднего объема.

Грузы уходят в Россию

Основным поставщиком грузов в балтийские порты долгие годы были Россия и Белоруссия. Между тем РФ сейчас развивает строительство собственной портовой инфраструктуры в Ленинградской области.

Похоже, она его теряет. Литве пора думать о жизни без белорусского транзита

Количество российских грузов в балтийских портах неуклонно снижается. В конце декабря прошлого года председатель правления "Латвийских железных дорог" Марис Клейнбергс сообщил о почти полной остановке транзита российского угля. Дочерние предприятия "Уралхима" и "Уралкалия" тоже заявили, что намерены перевести свои грузы из портов Латвии в Усть-Лугу. В 2024 году портовая мощность объекта должна достигнуть 180 миллионов тонн.

При наличии таких объемов Россия может не только обслуживать интересы собственных компаний, но и работать с перевозчиками из других стран. В результате портами в Ленинградской области заинтересовалась Белоруссия. Впрочем, Усть-Луга явно не собирается ограничиваться Минском в качестве партнера – руководство порта уже сообщило о готовности работать с другими государствами. Условия конкуренции для балтийских портов становятся все жестче – найти новых клиентов будет непросто.