Последние полгода с начала первой волны пандемии коронавируса и последовавшего жесткого карантина многие экономисты предрекали литовской экономике чуть ли не крах. Говорили о катастрофическом падении вплоть до десяти процентов ВВП. Но затем, когда стали появляться первые статистические данные по месяцам и за полгода, пессимизм сменился легким оптимизмом.
Вот и Eurostat подтверждает, что в третьем квартале 2020 года годовой спад литовской экономики был всего лишь 1,7 процента внутреннего валового продукта. Это один из самых низких показателей из десяти стран Евросоюза, которые представили свои данные. К примеру, в той же Германии – крупнейшей экономике Европы – ВВП рухнул на 4,2 процента. А в индустриально развитых Чехии и Португалии – на 5,8 процента. В Испании и того больше – на 8,7 процента.
Ведущие экономисты хлопают в ладоши и приводят Литву в пример грандам Евросоюза. Мол, смотрите какие мы мудрые и трудолюбивые. Берите пример с Литвы!
"История успеха Литвы продолжается в контексте Евросоюза, поскольку, вероятно, мы все равно будем в тройке лидеров в этом году по наименьшему спаду, и четвертый квартал не отменит этого результата", – цитируют литовские СМИ оптимистические прогнозы экономиста банка Luminor Жигимантаса Маурицаса.
Однако при ближайшем рассмотрении все выглядит грустно, а не весело. И перспективы литовской экономики еще более туманны из-за того, что все годы новейшей истории экономику приносили в жертву политике, в основном внешней.
Но давайте разбираться по порядку. Сначала заглянем на вильнюсскую биржу Nasdaq. На ней ежедневно торгуются акции крупнейших предприятий Литвы. И таких, судя по списку, лишь 27. Большая часть из них – перерабатывающие компании пищевой промышленности и энергетики. То есть предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность государства и не приносящие огромных прибылей.
В списке напрочь отсутствуют предприятия тяжелого и среднего машиностроения, металлургии, автопрома или химической промышленности. Именно эти отрасли промышленности составляют фундаменты экономик ведущих держав Европы и мира.
В Литве лишь два предприятия такого уровня – концерн Achema Group (производство азотных удобрений) и единственный в Балтийском регионе нефтеперерабатывающий комбинат в Мажейкяе – PKN Orlen Lietuva. Их акции торгуются не в Литве, а на крупнейших мировых биржах. Эти предприятия вместе с Клайпедским портом являются и одними из самых крупных налогоплательщиков Литвы. Но они непрерывно работали даже в условиях жесткого карантина первой волны пандемии.
Печи концерна Achema нельзя останавливать, а топливо из Мажейкяя нужно всем даже во время самых серьезных кризисов. Да и Клайпедский порт – главные морские ворота Литвы – продолжал принимать и отправлять грузы во время карантина. Видимо, поэтому и общие показатели литовской экономики не столь удручающие, как в той же Германии, где останавливались конвейеры автомобильных концернов и других крупных предприятий.
А теперь посмотрим на другой важный показатель экономики любого государства – уровень безработицы. А тут Литва в антилидерах – безработица выше средней в странах Евросоюза. По данным Eurostat, в сентябре безработных в Литве было 9,8 процента. А где работать?
Ну, и третий основной показатель развития экономики – средняя заработная плата. В Литве она меньше тысячи евро (около 920 евро до вычета налогов), в то время как у ближайших соседей по ЕС – Латвии и Эстонии уже давно больше психологического уровня в одну тысячу евро. Ниже Литвы средняя зарплата только в Румынии и Болгарии.
С приходом второй волны пандемии экономические показатели к концу года снизятся. Вдобавок ко всему один из столпов, на котором держится бюджет, – Клайпедский порт – может рухнуть. И все из-за агрессивной политики литовских властей в отношении соседней Белоруссии. Именно через белорусскую территорию приходят в Литву основные маршруты транзита грузов с Востока на Запад. А, как известно, Литва вместе с Польшей – основные зачинщики цветной революции "против Лукашенко". И как результат – белорусское правительство уже ведет активные переговоры с Россией о перенаправлении грузов из Клайпеды в Усть-Лугу.
Размеры потерь литовского бюджета после этого даже трудно сейчас подсчитать. Но они будут огромными, это точно. Напомним еще и об агрессивной политике Литвы против введенной в строй Белорусской АЭС. Вместо того чтобы получать выгоду от покупки дешевой электроэнергии из Островца, литовские власти объявили БелАЭС всемирный бойкот и готовятся покупать электроэнергию из Польши и Швеции после отключения от энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва).
Да и у второго крупнейшего налогоплательщика – концерна Achema – перспективы не радужные. После того как ему на шею повесили терминал СПГ Independence, себестоимость азотных удобрений существенно выросла и конкурировать на рынке стало сложнее. Нынче концерн Achema Group еле-еле сводит концы с концами.
У третьего столпа литовского бюджета – нефтеконцерна PKN Orlen Lietuva – дела тоже идут не слишком хорошо из-за постоянной лихорадки мировых цен на нефть.
И если рухнут эти три столпа литовского бюджета, то налоговые поступления от предприятий пищевой и легкой промышленности вряд ли спасут литовскую экономику, которой в сущности и нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.