Эксперт по энергетики Борис Марцинкевич в интервью Sputnik Литва рассказал, как себя чувствует энергетика Ирана, находясь под экономическими санкциями. Больше всего дискомфорта стране приносят ограничения со стороны США.
"Действительно, у них объем добычи и объем поставки на экспорт уменьшился кратно в силу того, что все энергетические компании так или иначе к доллару обращаются, значит, обращаются к банкам США, значит, постоянно есть риск попасть под удар со стороны этого замечательного государства, охотно несущего демократию, куда ни попадя", – объяснил эксперт.
Поскольку Иран уже давно находится под санкциями, то за это время научился выкручиваться, отметил Марцинкевич. Так, страна вынуждена опираться исключительно на собственные разработки.
"У них там инфляция, но они сами научились делать морские буровые установки, морские платформы для добычи нефти, для добычи газа, у них активно развивается нефтехимия. При этом они вынуждены опираться только на собственные разработки. Если Россия под санкции попала в 2014 году, то в Иране с момента Исламской революции санкции – это обычное явление. Отсутствие санкций – это что-то необычное для них. Они это выдерживают. Понятно, что выдерживают неблестяще. Понятно, что у них проблем более чем достаточно, но к их опыту надо присматриваться, это интересно", – подчеркнул он.
Эксперт отметил, что к тому же Иран занимает второе место по запасам природного газа и входит в десятку стран по добыче нефти.
Марцинкевич также в беседе рассказал о проекте "Прорыв", и в частности о строении реактора со свинцовым теплоносителем "Брест-300".
Иран и Россия, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия, которые выступили в качестве международных переговорщиков, в июле 2015 года достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Переговоры завершились принятием Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Договоренность, в частности, предусматривает, что оружейное эмбарго будет снято с Ирана в течение пяти лет, поставки вооружений возможны были и до истечения срока, но только с разрешения СБ ООН.
Разрешительный порядок поставок в Иран военной техники истек 18 октября.
В 2018 году США объявили об одностороннем выходе из СВПД и восстановлении жестких санкций против Тегерана. Впоследствии США предлагали резолюцию о продлении оружейного эмбарго, однако Совбез ООН не поддержал ее.