Специалисты по связям с общественностью моделируют различные ситуации и подробно советуют, как и в какой лучше всего поступать: что делать, если собравшиеся невнимательно слушают речь кандидата, как контролировать слушателей, которые делают замечания. Специалисты объясняют, что, излагая свои мысли, необходимо жестикулировать, но не слишком много – чтобы жесты не отвлекали аудиторию.
Специалисты по связям с общественностью подчеркивают, что для говорящего должно быть важно, что о нем думают другие, поэтому необходимо уметь представить себя и сформировать надлежащее впечатление о себе. Актерское мастерство часто используется для создания имиджа. Ведь избиратель должен свято поверить в то, что кандидат в депутаты действительно такой, каким пытается выглядеть.
Если определенные качества успешно раскрываются и окружающие им доверяют, это можно назвать удачно созданным имиджем, поясняется в методическом пособии для членов одной партии. И раскрывается, что это за качества, которые позволяют влиять на важнейшие человеческие потребности, общие для всех людей:
- станьте авторитетом – я знаю!
- будьте последовательны – я верю в то, что делаю!
- подавайте пример – следуйте за мной!
- создавайте ассоциацию – я на вашей стороне!
- выделяйте недостатки других – я лучше, чем другие!
- создавайте контраст – сравните меня с другими!
- подружитесь – будем вместе!
- вызовите искусственный недостаток – без меня будет плохо!
- будьте щедры – я делюсь с вами!
И так далее, и тому подобное. Инструкция универсальная. Подходит для всех кандидатов от всех партий. Сейм избирателями не избирается. Сейм избирается специалистами по связям с общественностью. Избирательный процесс в Сейм из триумфа демократии превращается в пародию и фарс.
Месяц назад предвыборную кампанию начал и лидер Партии гармоничной Литвы Валдас Казлаускас. "Кандидат" не вызвал подозрений ни у подписавшихся за него на улице, ни у СМИ, которые его рекламировали. Не были отброшены ни вымышленная фамилия, ни политическая сила.
Лидеру Партии гармоничной Литвы Валдасу Казлаускасу не приходится прятать трясущиеся руки за спиной. И не придется. Валдас Казлаускас и Партия гармоничной Литвы – вымышленные.
Это шутка комика и общественного критика Олега Шураева специально для мейнстримного общества. Олег и его друзья выдвинули фальшивого кандидата от фейковой партии. От имени "кандидата" собирались подписи, размещалась реклама в региональных СМИ, новостных порталах, он даже успел выступить в эфире Žinių radijas.
Интервью с "кандидатом" появились в районных газетах Йонавы, Электреная и Лаздияя. Актер, изображающий Казлаускаса, рассказал о своей жизни и политических устремлениях в эфире Žinių radijas. Команде Шураева даже удалось купить рекламу на портале DELFI, который по охвату аудитории в Литве превосходит региональные газеты и радио.
Представляющие себя главным новостным порталом СМИ постоянно подчеркивают, что они предоставляют только качественные и проверенные новости. Кроме того, DELFI активно участвует в проекте Demaskuok.lt. В проекте проверяют факты и информацию, отслеживают и разоблачают дезинформацию и фейки. Однако рекламное интервью Казлаускаса никто не проверял.
Реклама вымышленного политика и вымышленной партии на портале DELFI стоила одну тысячу евро. Хотя номер 13, присвоенный Партии гармоничной Литвы, в действительности принадлежит "Союзу крестьян и зеленых Литвы".
Валдас Казлаускас, вымышленный лидер вымышленной партии, отлично сочетается с другими безликими участниками избирательной кампании со смешанными взглядами и риторикой.
На самом деле, не люди доверчивы, а сама избирательная кампания и реальность политической жизни Литвы пронизаны шаблонным поведением и банальными фразами. И играми специалистов по имиджу. При поддержке оплачиваемых СМИ.
Этим летом литовское журналистское сообщество получило довольно неприятную новость: по данным исследовательской компании Vilmorus, доверие к СМИ в Литве в июне было самым низким за всю историю наблюдений – с 1998 года.
Ни для кого не секрет, что причины такого недоверия – погоня за сенсациями, воспроизведение некачественной, непроверенной информации.
"Денежные рабы", "отсутствие ценностей", "репутационный удар", "позор СМИ" – такие эпитеты и оценки посыпались на СМИ в те дни, когда в региональных газетах, по радио и на самом читаемом портале страны DELFI за деньги размещалась реклама несуществующего политика от несуществующей партии.
Обычные читатели Литвы больше не видят разницы между редакционным контентом и рекламой. Обычному литовскому избирателю уже все равно, настоящая партия или вымышленная. Имитация кандидата, построенная с помощью специалистов по связям с общественностью, стала в глазах избирателя и СМИ такой же реальной, как и кандидат, зарегистрированный Главной избирательной комиссией.