"Государство всеобщего благосостояния" Литвы будет только для "избранных"

В 2019 году в Литве за чертой бедности жили 576 тысяч граждан. Как будто бы ничего нового – одно и то же из года в год, но Науседа завел разговор о "государстве всеобщего благосостояния", поэтому на фоне таких бед остается вопрос – где и для кого это государство?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Президент: "Литва движется в правильном направлении…"

Прежде чем продолжить, ради объективности следует отметить один факт: 2019 год был первым и неполным годом президентства Науседы. А такие проблемы, как бедность, обычно не решаются быстро. В этом отношении можно было бы если не оправдать сложившуюся ситуацию, то хотя бы понять президента: каковы бы ни были его намерения, вряд ли кто-либо еще смог бы что-то быстро изменить.

Стало известно, сколько литовцев жили за чертой бедности в прошлом году

Кроме того, как отмечает тот же Департамент статистики, ситуация постепенно улучшается: в 2019 году уровень риска бедности составил 20,6 процента, а это ведь на 2,3 процента меньше, чем в 2018-м. И такими темпами, казалось бы, год за годом, постепенно, но рано или поздно проблема должна быть решена: Литва останется без режущей глаз язвы бедности. На самом деле сам президент Науседа озвучил схожие настроения: по его словам, "Литва движется в правильном направлении…"

С этой точки зрения, может быть, не все так плохо? Смотря для кого. Сам Департамент статистики признает, что риск бедности среди работающих граждан практически не изменился (то есть он снизился всего на 0,2 процента), в то время как официально рассчитанный разрыв между самыми высокими и самыми низкими доходами населения составляет 6,4 раза! Кроме того, что Литва входит в число лидеров ЕС по социальной изоляции, мы должны помнить и еще кое-что…

Настоящие беды Литвы

А именно, что вышеупомянутый показатель в 6,4 раза рассчитывается на основе наемных сотрудников, без учета реальных хозяев постсоветского общества: тех, кто, если они этого захотят, могут вообще не работать. Словом, акционеры крупных компаний, финансисты, фабриканты, новые литовские помещики (а в них точно нет недостатка – благодаря разграбленным колхозам и фондам ЕС для богачей). Таким образом, реальная разница между "верхом" и "низом" общества несравненно больше, только никто в Департаменте статистике Литвы, вероятно, ее не рассчитывает – или же результаты расчетов не публикуются.

Кроме того, наивно говорить о реальной или предполагаемой "борьбе" президента или правительства (будь то существующие "крестьяне" или правившие ранее, до 2016 года, социал-демократы) с бедностью, без учета элементарных, но неизмеримо важных обстоятельств, а именно: что после вступления Литвы в ЕС в 2004 году около миллиона наших сограждан покинули родину в качестве дешевой, но квалифицированной рабочей силы для обслуживания Запада. Их "эвакуация" не могла не изменить социальный ландшафт Литвы…

Нежданные миллиарды: куда пристроить и как освоить Литве "подарок" от ЕС

Как изменить? Это тот случай, когда литовская провинция – небольшие города, поселки и деревни – была почти полностью опустошена. А точнее, там остались старики, немного детей и люмпенизированный (погрязший в безработице, алкоголизме и просто в деградации) элемент трудоспособного возраста. Так называемая свободная и независимая Литва, как и другие страны Восточной Европы, отдала свой человеческий потенциал Западу. Ради чего? Фактически ради финансовой поддержки из фондов ЕС, что в краткосрочной перспективе, давайте посмотрим правде в глаза, выступает если не как средство спасения, то по крайне мере как стабилизирующий фактор. Однако государство, которое выживает за счет таких инъекций, – это не здоровый, прогрессивный организм, а больное, тяжело больное, даже регрессирующее тело, жизненные функции которого поддерживаются своеобразной финансовой капельницей.

Правда, благодаря этим финансовым вливаниям ЕС картина не так уж плоха. Особенно на поверхности и особенно в крупных городах: Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде. Но за этим фасадом скрывается грустный вид. Демографическая ситуация обещает долгосрочный кризис, который точно серьезно повлияет на экономику и инфраструктуру страны. Уже сегодня делается попытка компенсировать ситуацию дешевой украинской рабочей силой. Но ведь это не решение.

"Государство всеобщего благосостояния" – для кого

Каждый нормальный человек хочет достойно работать, зарабатывать и жить в своей стране – а не мотаться по белу свету ради куска хлеба. Но именно так живет современная литовская нация. И это несмотря на заявления Гитанаса Науседы или любых других политиков о "государстве всеобщего благосостояния"!

"Вечная канализация": электронное здоровье Литвы подтопили дожди

Действительно, объективность требует признания того факта, что основные моменты здесь не зависят от господина Науседы, не говоря уже об очень ограниченных полномочиях президентского института с точки зрения внутренней политики. И следует помнить, что он является профессиональным банкиром (и связан со скандинавским финансовым капиталом) — и политическим ставленником правящих слоев Литвы, выражает их мысли.

Что это за слои? По сути, криминальная буржуазия, которая сформировалась в середине советского периода и набрала силу во время распада Союза, состоящая из бывших спекулянтов, преступников и коррумпированных номенклатурщиков, которые по итогу 1990-х создали себе рай не на небесах, а на земле. Правда, без души, аморально и приземленно, одним словом – самый настоящий рай мещан, потребителей, в который, однако, впускают только "избранных".

Остальным гражданам, которых Витаутас Ландсбергис назвал "простаками" и "сворой", осталось только с трудом сводить концы с концами или деградировать и умирать – либо, говоря проще, навострить лыжи на Запад (что многие и сделали). Если учесть все это, становится ясно, что Литва, даже без Гитанаса Науседы, является, да и в прошлом была самым настоящим "государством всеобщего благосостояния", но не для всех, а для правящего меньшинства.

Таким образом, насчитанные Департаментом статистики 576 тысяч литовцев, живущих за чертой бедности, являются еще одной гримасой нашего "государства всеобщего благосостояния" – государства всеобщего благосостояния капиталистических олигархов. Насколько на этом фоне адекватно верить обещаниям Науседы о "государстве благосостояния" для кого-то другого, кроме них самих ("избранных") — вопрос открытый. Пусть сам читатель задумается над этим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.