На самом северном в мире и в России заводе по сжижению природного газа "Ямал-СПГ" впервые в истории только что построенного порта Сабетта состоялась первая отгрузка продукции в резервуары первого в мире танкера-газовоза класса Yamalmax DAT "Кристоф де Маржери", первом судне такого класса в собственности команды "Совкомфлота".
Подавляющее большинство новостных агентств на этом "технические подробности" своих репортажей об этом событии опускали, что было совершенно объяснимо, поскольку на церемонии в Сабетте присутствовал президент России и целый ряд других высоких гостей. Но это нисколько не мешает внимательнее присмотреться к "Кристофу де Маржери", поскольку это судно стало головным в своем классе, а теперь производство Yamalmax DAT предстоит серийно осваивать судостроительному комплексу "Звезда".
К настоящему времени ССК "Звезда" подписал с "Новатэк" контракты на строительство уже пяти таких танкеров-газовозов, и, кроме того, появилась информация, что "Росатом" приступил к аудиту судоверфей, которые потенциально способны участвовать в программе строительства контейнеровозов ледового класса Arc7.
Финский акцент корейских судостроителей
Arc7 – международная классификация ледового усиления судна, в советские времена для своих кораблей мы использовали аббревиатуру УЛА – усиленный, ледовый, арктический. Такие суда способны самостоятельно, без сопровождения ледоколов, проходить лед толщиной до 1,7 метра. "Ямалмаксы" справляются со льдами, поскольку имеют еще и аббревиатуру DAT –Double Acting Tanker: по чистой воде судно идет носом вперед и способно развивать скорость до 19,5 узла (36 километров в час), а при встрече с ледовыми полями разворачивается кормой вперед и преодолевает препятствие со скоростью до 5,5 узла (около десяти километров в час).
"Кристоф де Маржери" был спущен на воду в 2016 году со стапелей верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Company, на ней же были построены все остальные 14 "Ямалмаксов", предназначенных для проекта "Ямал-СПГ". Однако, при всем уважении к корейским корабелам, вряд ли у кого-то появится мысль о том, что они могли создать проект DAT Arc7 – по той простой причине, что с ледовыми полями в Южной Корее как-то не очень: проблемы в этих широтах с морозами, которые могут обеспечить ледовое покрытие толщиной в пару метров.
У "Кристофа де Маржери" отчетливо выраженный финский акцент, хотя и русский ему далеко не чужой: по заказу российского "Совкомфлота" проект был разработан финской компанией Acer Arctic, которая располагает роскошным современным опытовым бассейном. Длина бассейна 75 метров, ширина восемь метров, глубина 2,1 метра, но главная изюминка– то, что ледовое покрытие толщиной в 80 миллиметров оборудование бассейна способно нарастить за пять-шесть часов, в результате испытания моделей здесь можно проводить практически без пауз.
Рабочий день в две смены – на то, чтобы переломать весь лед, но утром все снова будет готово к продолжению работы. Однако даже вот такой чудо-бассейн – не самая главная ценность Acer Arctic, важнее всего – огромный опыт, который наработали специалисты этой компании. Именно по этой причине для разработки "Ямалмаксов" "Совкомфлот" обратился к финским инженерам-проектировщикам.
"Совкомфлот" для Acer Arctic стал далеко не первым заказчиком из России, дорожку проторил "Норильский никель" еще в 2004 году. Продукцию комбината с советских времен перевозили суда типа СА-15 (судно арктическое, проект 15), но самое юное из них было построено в начале 1980-х годов, поэтому "Норникель" и принял решение о необходимости строительства нового флота. Acer Arctic не могла не обрадоваться такому заказу еще и потому, что это позволило им вывести в промышленную серию разработанные ими винторулевые колонки AZIPOD. Это слово иногда пишут русскими буквами – азипод, но это принципиально неверно, поскольку AZIPOD –аббревиатура, AZImuthing electric POdded Drive, азимутальный электрический капсульный привод. Объяснять технические особенности особого смысла нет, вполне достаточно вот этой картинки.
Артистизм "Адмиралтейских верфей"
Движущий винт судна отдельным приводом можно развернуть даже не на 180, а на 360 градусов. Судно, не совершая никаких дополнительных маневров, может перейти на "задний" ход, при этом мощность двигателя будет такой же, как и при движении носом вперед. Характерные буковки АВВ – логотип шведской компании АВВ, в сотрудничестве с которой Acer Arctic в начале 1990-х и построила на собственной судоверфи первое судно с такой движительной установкой.
"Норникель" с 2006-го по 2011 год получил в свое распоряжение пять контейнеровозов ледового класса, которые строились на верфях в Финляндии и в Германии. Но с начала нулевых Acer Artic начала активное сотрудничество с южнокорейскими компаниями, а потому следующий российский заказчик, "Лукойл", получал заказанные им нефтяные танкеры уже на верфях Samsung Heavy Industries. А вот дальше произошло чрезвычайно важное событие, которое почему-то не было по достоинству оценено в самой России: в 2006 году "Газпром Нефть" взял да и предложил построить аналогичные танкеры "Адмиралтейским верфям" в славном городе на Неве.
Финны сопровождать такое строительство были только рады – Санкт-Петербург к Хельсинки куда как ближе, чем Сеул. Питерские корабелы без лишних слов взялись за дело, и в 2010 году ледокольно-транспортный нефтяной танкер, нареченный "Михаилом Ульяновым", был передан заказчику, а годом позже флот "Газпром Нефти" пополнил и "Кирилл Лавров"– танкер того же класса. Российская судостроительная отрасль убедительно доказала, что опыта и квалификации, или, как теперь принято говорить, компетенций, у нее вполне достаточно, чтобы производить суда сложнейшего класса, еще десять лет назад. Поэтому любые попытки рассказывать о том, что ССК "Звезда" – это якобы авантюра,– откровенная клевета, уж простите за резкое слово.
"Сапфир" в коллекции "Роснефти"
Что касается технологий AZIPOD, то она не осталась монополией скандинавов, лицензии получило уже немалое количество компаний. С одной из них, General Electric, "Роснефть" создала совместное предприятие, которое в 2019 году построило в Большом Камне завод винторулевых колонок "Сапфир". Как отметили по этому поводу на сайте ССК "Звезда", мощности завода позволят удовлетворить потребность в AZIPOD для судов различного класса, в том числе и для "Ямалмаксов".
Остается отметить, что ввод в строй "Сапфира" означает еще один момент – в Большом Камне начинает формироваться судостроительный кластер. Теперь в его состав входят уже два завода, но имеется обоснованная надежда, что на этом дело не закончится – потребностей в оборудовании и в материалах у "Звезды" немало, так что ждем продолжения. Оно уже намечено – вот слова Игоря Сечина, главы "Роснефти", которую мы привыкли воспринимать как исключительно нефтяную компанию, сказанные им в сентябре 2019 года: "Наши железные дороги не могут провезти лист длиной 24 метра, который нужен для обеспечения эффективности строительства корпусов. И выходом здесь может быть строительство металлургического комплекса. Это предприятие должно располагаться в регионе в достаточной близости от нашей верфи, чтобы морем можно было доставить этот лист и использовать его. Консорциум "Роснефти", "Роснефтегаза" и "Газпромбанка" начал проектирование металлургического комбината, который может быть построен через пять лет".
Напомним, что к этому времени должно быть завершено строительство всех очередей самого судостроительного комплекса "Звезда", так что есть все шансы, что через пять лет у нас не будут вызывать удивления слова "судостроительная металлургическая компания "Роснефть".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.