ВИЛЬНЮС, 23 июн – Sputnik. Главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис рассказал о падении цен в Литве, а также о том, к чему это приведет после пандемии COVID-19, сообщает пресс-служба банка.
В мае средние цены на товары и услуги упали на половину процента, а годовая инфляция составила всего 0,2 процента и стала самой низкой за последние четыре года. Частного потребителя такая ситуация радует, но следует помнить, что падение цен не всегда и не везде является хорошей новостью, отмечает экономист.
В последние месяцы больше всего дешевели различные товары – в мае их цены в среднем были на 1,6 процента ниже, чем за тот же период год назад.
"Правда, этого следовало ожидать, так как был ряд причин для удешевления товаров – нефть и многие другие виды сырья стали дешевле, а некоторые производители пытались увеличить продажи, снижая цены в связи с падением мирового спроса. Кроме того, во время карантина большинство покупателей привыкли делать покупки онлайн, а так проще сравнивать цены и выбирать самые низкие", – пояснил Мачюлис.
По словам экономиста, падение цен практически не повлияло на сектор услуг Литвы. В мае услуги были почти на пять процентов дороже, чем год назад.
"Это не должно быть ни возмутительным, ни удивительным – самым важным фактором в цене услуг является заработная плата работников. Поскольку минимальная заработная плата выросла почти на десятую часть с начала этого года, а средняя заработная плата в последние годы росла такими же темпами, все это все еще отражается на ценах на услуги", – пояснил он.
Мачюлис отметил, что также нельзя забывать о быстро растущей зарплате работников государственного сектора, что отражается, например, в ценах на образование и медицинские услуги, даже если они оплачиваются государством, а не самим получателем.
"Таким образом, многие, вероятно, признают, что такой рост цен, вызванный ростом заработной платы, не является проблемой", – добавил он.
Еще более высокая инфляция, по словам экономиста, наблюдалась в ресторанах, кафе и барах, где цены были на 6,5 процента выше, чем год назад. Большая часть этого роста цен произошла до пандемии и карантина, причем цены неуклонно росли по мере роста стоимости рабочей силы.
"Существует миф о том, что в сфере услуг нет конкуренции, поэтому "цены неадекватны". Однако там, где конкурируют тысячи отелей, кафе и ресторанов, остаются только те, которые могут предложить самое привлекательное соотношение цены и качества. Когда они оторваны от реальности, они становятся банкротами, другие занимают их место, то есть рынок работает. Вы сомневаетесь в этом?" – отметил Мачюлис.
По его словам, только в Вильнюсском уезде более тысячи компаний занимаются едой и напитками. Каждый год в среднем 66, или каждые 20 компаний, занимающихся этой деятельностью, объявляются банкротами.
"Вероятно, от компаний, которые были едва прибыльными в течение двух месяцев и находятся на грани выживания, не следует ожидать, что они попытаются привлечь новых клиентов, снизив цены", – отметил экономист.
По его словам, снижение цен снижает и способность фирм сохранять рабочие места и увеличивать заработную плату, а не увеличивающиеся и даже уменьшающиеся доходы населения еще больше снижают их покупательную способность и совокупный спрос.
Таким образом, по словам Мачюлиса, может возникнуть так называемая дефляционная спираль – когда каждый новый оборот догоняет следующий и усиливает падение цен и зарплат. Именно такого сценария правительства пытаются избежать путем увеличения расходов и дефицита бюджета, а центральные банки – путем снижения процентных ставок и увеличения денежной массы.
"Правда, если переусердствовать с применением этих мер можно перегреть экономику и создать нежелательно высокую инфляцию, но это, безусловно, не проблема этого года", – сказал экономист.
В Литве с 17 июня сняли карантин. В стране зафиксировано более 1800 случаев коронавируса, более 75 человек скончались.