ВИЛЬНЮС, 23 июн – Sputnik. Согласованный министром энергетики Литвы Жигимантасом Вайчюнасом вариант соглашения с Латвией и Эстонией об отказе от покупки электроэнергии с Белорусской АЭС хороший, но не настолько, чтобы следовать ему до конца, заявила советник президента по вопросам внешней политики Аста Скайсгирите.
"Поэтому переговоры продолжаются. И президент очень четко сказал, что следует далее вести переговоры и с латышами, кстати, и с эстонцами также, по непокупке электроэнергии, однако и по синхронизации, ведь эти проекты идут тесно рядом", – цитирует ее "Экспресс-неделя".
Советник призвала министра энергетики и министра иностранных дел Линаса Линкявичюса согласовывать свои позиции. Она отметила, что президент Гитанас Науседа говорил, что не должно быть так, что у глав министерств одного правительства были две разные позиции. Литовский лидер просил, чтобы Вайчюнас и Линкявичюс пришли к приемлемому компромиссу.
В свою очередь, дипломат заявил литовским СМИ, что внутреннее противостояние ослабляет позицию Литвы по БелАЭС. Линкявичюс подчеркнул, что следует "вместе поднимать вопросы как в международном пространстве, так и в общении со сложным соседом, что не так уж и просто".
"Было много общения (с другими государствами), но, поскольку есть различные интересы, а некоторые оппонирующие стороны пытаются представить это не как чисто техническую проблему безопасности, а как политическую, они утверждают, что это придумано искусственно", – сказал он.
В мае Вайчюнас представил вместе с министрами экономики Латвии и Эстонии согласованную политическую декларацию о торговле электроэнергией с третьими странами, когда Литва остановит торговлю с Белоруссией после запуска АЭС.
Глава Минэнерго заявлял, что декларация поможет Вильнюсу блокировать импорт электроэнергии, но критики с литовской стороны утверждают, что в ней слишком мало гарантий обязательств Риги в вопросе того, чтобы электроэнергия с БелАЭС не попадала на общий рынок ЕС через Россию и Латвию.
Проект декларации подвергли критике в Литве. Оппозиция Сейма даже требовала отставки Вайчюнаса или хотя бы его отстранения от переговоров по этому вопросу.
Спор Литвы и Белоруссии о БелАЭС
Белоруссия при участии "Росатома" строит атомную электростанцию в Гродненской области, примерно в 50 километрах от Вильнюса. В начале мая на объект доставили ядерное топливо для первого энергоблока.
В Литве выступают против проекта, называя БелАЭС несущей "угрозу" балтийской республике. Кроме того, Вильнюс высказывается против экспорта энергии с объекта и повсеместно призывает соседние республики не закупать электричество со станции. Однако пока этого добиться не удалось.
Ранее некоторые политики в Литве, в частности представители консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", провели пикет возле посольства Латвии, с целью убедить соседей проявить солидарность с позицией Вильнюса по поводу строящейся под Островцом станции, а именно отказаться от покупки электроэнергии с нее.
Кроме того, польский премьер Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава поддержала позицию Литвы по БелАЭС. Однако при этом он добавил, что Литва и Польша выступают за "как можно более близкое сотрудничество с Белоруссией – как экономическое, так и политическое".
В Минске неоднократно подчеркивали, что станция безопасна, и это подтвердили международные эксперты. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что для него вопрос безопасности Белорусской АЭС важнее, чем для Литвы, Польши или Германии, поскольку значение этого объекта для обеспечения безопасности и экономики страны "просто колоссальное".
Кроме того, белорусский лидер сказал, что Вильнюс и Варшава все равно будут закупать электроэнергию со станции.
Многие эксперты отмечали, что резкое сопротивление Вильнюса в вопросе БелАЭС обусловлено вовсе не технической или экологической стороной вопроса или безопасностью, а "обидой" за потерю Игналинской АЭС и боязнью потерять свои и без того слабые позиции на энергетическом рынке.
В интервью Sputnik Литва директор Центра изучения перспектив интеграций, главный редактор портала RuBaltic.ru Сергей Рекеда заявил, что у Литвы нет возможности давления на своих ближайших соседей – Латвию и Эстонию. По его словам, единственное, на что Литва в принципе могла упирать, – это на эфемерные вещи типа балтийского единства, которого де-факто нет.