ВИЛЬНЮС, 17 июн – Sputnik. Аудит проекта строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica выявил серьезные недостатки, особенно в плане окупаемости трассы. Об этом сообщает портал ERR.
Результаты аудита опубликовала Европейская счетная палата. В отчете указывается, что прогнозируемое число пассажиров не выдерживает критики. Кроме того, неясно, откуда возьмутся грузы, которые планируется транспортировать по железной дороге.
Аудит вызвал споры среди эстонских политиков.
Так, член Европейской счетной палаты Оскар Херикс заявил, что окупаемость проекта находится под угрозой из-за низкой численности населения и ожидаемого числа пассажиров.
"Железнодорожного движения пока нет, равно как и нет идеи, как перевести на железную дорогу перевозки с автомобильных дорог, которые сегодня доминируют. И без того дорогой проект за восемь лет подорожал еще на 51 процент. И, наконец, до сих пор между тремя государствами-партнерами нет соглашения о том, как обслуживать дорогу после завершения строительства", – отметил он.
Также в отчете говорится, что в Латвии из-за бюрократии затягивается процесс скупки земель, а между тремя балтийскими республиками не разработаны принципы разделения расходов и доходов от деятельности железной дороги.
Однако, несмотря на выявленные аудитом недостатки, эстонские центристы и члены партии Isamaa ("Отечество") выступают за продолжение проекта.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас заявил, что между Таллином и Пярну проходит около тысячи фур в день, которые могут перейти на железнодорожный транспорт и обеспечить тем самым большой грузопоток. В свою очередь, председатель партии Isamaa Хелир-Валдор Сеэдер отметил, что вопрос Rail Baltica не может быть проектом, окупаемым лишь за счет пассажиров и грузов.
"Что будет с Северным направлением, например, между Таллином и Хельсинки? Все это часть одной большой перспективы (железной дороги). На все вопросы сегодня ответов нет. Но ясно одно, было бы разумно присоединить страны Балтии к единой железнодорожной инфраструктуре материковой Европы", – заявил он.
Между тем консерваторы, которые добиваются отмены проекта, поддержали выводы аудита и отметили бесперспективность строительства.
"Товаров не будет, людей слишком мало, чтобы пассажиров было достаточно. Финляндия не уверена, включаться или нет в проект. То же самое касается Польши. Так что я не вижу никакой перспективы. Это периферийная железная дорога, которая никому не нужна", – сказал глава МВД, председатель Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Март Хельме.
Ранее эстонские консерваторы заявляли, что их усилиями проект строительства железной дороги был остановлен. Однако позднее министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Айс сказал, что правительство не останавливало и не планирует приостанавливать реализацию Rail Baltica.
Rail Baltica
Проект Rail Baltica представляет собой железную дорогу, которая соединит страны Балтии с Западной Европой. Она пройдет через Берлин, Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин. Маршрут предполагалось продлить до Финляндии с помощью водного транспорта, но Хельсинки приостановили свое участие. Проект оценивается в 5,8 миллиарда евро. Периодически появляется информация, что строительство дороги обойдется дороже, чем изначально предполагалось.
Некоторые балтийские политики говорят о возможной задержке сроков реализации Rail Baltica. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявлял, что проект может затянуться минимум на два – два с половиной года, а в Госконтроле Эстонии отмечали, что со своей стороны Таллин отстает по срокам реализации более чем на два года, а весь проект – на полтора.
Литва настроена более положительно, чем ее соседи. Вильнюс надеется, что Rail Baltica будет реализован в срок, и периодически делает заявления об уже проделанной работе и будущих планах.
Многие эксперты скептически относятся к будущей железной дороге. Они указывали на нерентабельность проекта и его экономическую бессмысленность.