Президент Литвы в очередной раз сует нос не в свои дела – во внутреннюю политику государства, за которую по Конституции отвечает правящее большинство в Сейме и правительство. Президенту в Литве отведена роль "внешнего игрока". Он отвечает за представление Литвы на международной арене и отчасти за безопасность государства, возглавляя Госсовет обороны.
А вот заигрывать с "четвертой властью" – средствами массовой информации – это уже попахивает откровенным подкупом независимой прессы. Тем более если вспомнить, что страна находится в предвыборном периоде: в октябре выборы нового состава Сейма. И в этот момент почему-то президент озаботился финансовым положением СМИ.
"Часть доходов, которые независимые СМИ потеряли во время периода пандемии <...>, автоматически была бы компенсирована. <…> Вот это предложение было сгенерировано (в администрации президента. – Sputnik), мы его передали рабочей группе при правительстве <...> и надеемся, что это предложение получит надлежащую оценку. Его фискальное выражение, по нашим подсчетам, составляет около шести миллионов евро", – цитируют Науседу литовские СМИ.
Но тут же добавляют, что президент просит "правильно понять" его предложение и не думать, что это завуалированная попытка подкупа журналистов накануне парламентских выборов.
Браво, ваше превосходительство! Особенно умилило слово "независимые" по отношению к ведущим литовским СМИ, основная масса которых, и это ни для кого не секрет, находится под патронажем лишь одной политической силы республики.
Если рассуждать логично, то из-за карантина и пандемии сильнее всего пострадали печатные (бумажные) СМИ, которым пришлось резко сократить тиражи. Ведь две-три недели почти полного домашнего карантина в конце марта – начале апреля больно ударили именно по этому сегменту средств массовой информации. Киоски печати были закрыты, и не все жители Литвы могли добраться до крупных торговых центров, в которых тоже продаются газеты и журналы. А еще распространялись страшилки, что коронавирус может передаваться через бумагу. И это в тот момент, когда маски и дезинфекторы были в дефиците.
Телевидение, радио и электронные СМИ в период строгого карантина работали с еще большей нагрузкой. Их рейтинги, а значит, и стоимость рекламы существенно выросли. Так что говорить о каких-то огромных убытках этого сегмента СМИ странно.
Да, существенные убытки во время пандемии и карантина понесли потенциальные рекламодатели – бизнес Литвы. Но им, как известно, правительство собирается компенсировать убытки по другим статьям расходов. В частности, снизить налоговые отчисления и выплатить дотации. К примеру, Министерство экономики уже предлагает поддержать туристический сектор, наиболее пострадавший от карантина, оплатой каждой третьей ночи проживания туриста в отеле или кемпинге.
А вот какие убытки, к примеру, понес флагман СМИ – Литовское радио и телевидение? Ведь доходы от рекламы там мизерные. Вся компания главных разоблачителей делишек правительства и правящей коалиции находится на полном государственном обеспечении. Получается, что это СМИ надо сразу вычеркивать из списка потенциальных получателей предлагаемой президентом компенсации. Логично же? И вообще интересно было бы услышать от президента или увидеть список этих самых "независимых" СМИ, которые пострадали из-за коронавируса. Кстати, стоит напомнить, что ведущие литовские издания получают и крупные гранты от Евросоюза и неправительственных международных фондов. К примеру, на борьбу с российской пропагандой.
А еще интересно, достанется ли от шестимиллионного пирога, рецепт которого разработали в президентской администрации, что-нибудь русскоязычным СМИ в Литве. Их не так уж много – три бумажных еженедельника – "Экспресс-неделя", "Обзор" и "Литовский курьер". Главный читатель этих газет – русскоязычные жители Литвы, пенсионеры и люди преклонного возраста, в силу жизненных обстоятельств так и не овладевшие сложным литовским языком. А еще из этих газет узнают литовские новости украинские гастарбайтеры, которых в Литве насчитывается уже десятки тысяч. Литовские же политиканы правого толка голословно называют эти издания "рупором Кремля". Видимо, поэтому рекламодатели обходят стороной их редакции, чтобы не дай бог патриоты Литвы не прислали им черную метку "русских агентов".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.