На прошлой неделе истек срок договора о транзите российского газа через территорию Польши по магистральному газопроводу "Ямал – Европа", и с этого момента сотрудничество "Газпрома" и польской компании Gas-System S.A., оператора этого МГП, будет идти на основании всех правил Евросоюза, предусмотренных Третьим энергопакетом и его Газовой директивой. Вот так звучат сообщения множества информагентств, после чего комментаторы и эксперты переходят к обсуждению этих новых условий.
Но раз уж в ближайшем будущем в России пройдет голосование по поправкам в Конституцию, одной из которых станет статья о защите исторической правды, то именно этим мы и займемся – вспомним историю возникновения "Ямальского контракта", какие результаты получили Польша и Россия в результате его исполнения и как может измениться ситуация после его окончания.
Контракт, которого не было
На основании этого соглашения 17 мая 1995 года был подписан контракт на транспортировку российского газа в Западную Европу, стороны контракта – "Газпром Экспорт" и владелец польского участка МГП "Ямал – Европа", польская компания EuRoPolGas, которая на тот момент имела двух собственников: по 50 процентов акций принадлежали польской PGNiG и "Газпрому". Еще через год, 25 сентября 1996 года, был согласован и подписан долгосрочный контракт купли-продажи российского природного газа, стороны контракта – "Газпромэкспорт" и PGNiG.
29 октября 2010 года, после того как Евросоюз принял тот самый Третий энергопакет, правительства России и Польши подписали еще одно соглашение – о том, что функции оператора польского участка "Ямал – Европа" будет исполнять компания "Оператор транспортных газопроводов Газ-Система", она же Gas-System S.A. При этом право собственности на польский участок "Ямал – Европа" никто никому не передавал, им все так же является "ЕвРоПолГаз" – название компании вполне можно писать и так, поскольку это предусмотрено всеми перечисленными межправительственными соглашениями. (Кстати, это относится и к названию польской компании PGNiG – в межправительственных соглашениях на русском языке она имеет гордое название "Польске гурництво нафтовэ и газовництво".)
"Европа Россия Польша Газ" – говорящее название, не так ли? А вот сроки действия соглашений – разные. Соглашение о транзите закончилось 18 мая 2020 года, соглашение о поставках будет действовать до конца сентября 2022 года. Историческая правда, таким образом, заключается в следующем: никакого "Ямальского контракта" не существует, были подписаны два отдельных контракта – на транзит и на поставки газа в Польшу. Договор о транзите не подписывался с компанией-оператором Gas-System S.A., собственником МГП "Ямал – Европа" остается "ЕвРоПолГаз".
Исключительно для краткости изложения: по "ЕвРоПолГаз" Россия и Польша неоднократно подписывали дополнительные протоколы, на сегодня "Газпрому" принадлежит 48 процентов акций, при этом в совете директоров голоса разделены 50/50, потому любые стратегические решения принимаются только после выработки консенсуса. Прямое следствие: каким бы ни оказывался тариф на транзит в результате проведения аукционов на бронирование мощности, его необходимо умножать на коэффициент 0,52, поскольку 48 процентов прибыли, заработанной оператором, будет выплачено "Газпрому" как совладельцу.
Было время, когда Польша думала о собственной экономике
Впервые в своей истории Польша получила возможность закупать российский газ, поступающий на ее территорию по кратчайшему маршруту, – во времена СССР и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) газ в Польскую Народную Республику приходил через Украинскую Советскую Социалистическую Республику, что, вне зависимости от общественного строя, повышало себестоимость этого энергетического ресурса.
Разница в мощности польского участка на входе и на выходе "Ямал – Европы" составляет девять миллиардов кубометров в год – этот объем Польша и получала из России для собственного потребления. (Договор о поставках от 25 сентября 1996 года предусматривает максимальный объем поставок в десять миллиардов кубометров газа в год, недостающий объем Польша всегда может получить транзитом через Украину.)
Мало того – Польша, не вложив ни одного злотого в строительство своего участка "Ямал – Европы", получила перспективу получать прибыль за счет транзита. Именно перспективу, а не прибыль с момента начала работы газопровода – участники договора пришли к согласию о том, что до момента возврата вложенных инвестиций "ЕвРоПолГаз" (а затем Gas-System S.A. как оператор) будет получать от "Газпрома" сумму из расчета затрат на эксплуатацию и минимальную прибыль, но не более 21 миллиона злотых (5,4 миллиона долларов США).
Еще одно следствие: если вы, уважаемые читатели, видите или слышите разглагольствования польских политиков о том, что их страна за время работы МГП "Ямал – Европа" "упустила огромную прибыль", то имейте в виду – вас вводят в заблуждение. Длительность договора о транзите газа в Европу и была рассчитана так, чтобы инвестиции "Газпрома" в строительство МГП "Ямал – Европа" к моменту окончания договора были полностью завершены. Именно это и произошло 18 мая 2020 года: "Газпром" полностью вернул вложенное, и только теперь Польша может зарабатывать на транзите российского газа в Европу – за вычетом 48 процентов прибыли, которая принадлежит "Газпрому" как совладельцу польского участка МГП "Ямал – Европа".
Еще один миф, который пытаются культивировать польские политики, – то, что такие условия (48 процентов акций) "Газпром" получил только в Польше, унизив тем самым потомков гордой шляхты. Это тоже откровенная дезинформация, за примером далеко ходить не надо. Владельцем и оператором МГП JAGAL (для тех, кому сложно запомнить эту непростую аббревиатуру, с удовольствием даю полное название – Jamal-Gas-Anbindungsleitung) является немецкая компания Wingas, компанией оператором – немецкая компания Gasсade. С 2015 года 100 процентов акций Wingas принадлежат "Газпрому", Gascade на все 100 процентов является собственностью Wingas.
Что занимательно – ни разу в Германии никто не возмутился тем, что многие магистральные газопроводы является собственностью "Газпрома" и им же управляются, пусть и через замысловатую систему дочерних компаний. Причина – в прагматичности немцев: газ поступает без задержек, в нужных количествах и по приемлемым ценам, а потому нет никаких причин для политических интриг. Германию интересует ее экономика, а вот что интересует польских политиков – как говорится, Дуда его знает.
"Ничего личного – только бизнес"
С этого момента мечты польских политиков о том, что Польша получит возможность многократно повысить свой тариф на транзит российского газа, разбились о тариф, предусмотренный российско-украинским договором. 6 мая 2020 года Gas-System S.A. завершила аукцион на бронирование мощностей польского участка "Ямал – Европа" на третий квартал этого года. Название победителя не названо – польская компания решила сохранить интригу, все теряются в догадках: будет ли поставлять российский газ "Газпром" или все-таки "Газпром-экспорт".
Все евросоюзные мантры о том, что один поставщик имеет право бронировать не более 50 процентов мощности любого магистрального газопровода, в очередной раз оказались сотрясением воздуха – кроме "Газпрома", подавать газ в польский участок "Ямал – Европы" некому. Впрочем, как видим, корректно называть участок "Ямал – Европы" на территории Польши не "польским", а "польско-российским", поскольку это намного ближе к действительности.
По результатам аукциона его неназванный победитель, то есть "Газпром", забронировал 80 процентов мощности, стоимость транзита составила 6,8 доллара за тысячу кубометров, из которых, с учетом коэффициента 0,52, Польша получит 3,54 доллара и, разумеется, налоги, предусмотренные ее действующим законодательством. Но третий квартал, как известно, начинается 1 июля, потому на оставшиеся дни Gas-System S.A. продолжает проводить аукционы – на 12 часов, на сутки, на месяц и на квартал.
"Газпром", в свою очередь, не только получил самую привлекательную опцию по транзитным тарифам, но теперь имеет полное право не участвовать в этих аукционах – если посчитает, что, к примеру, экономически выгоднее поставлять газ через Украину, через "Северный поток", через "Голубой поток" или через "Турецкий поток". Ну, а для всех деятелей, которым мерещится в российском газе политическая подоплека, есть и дополнительная опция, которую в замечательном фильме "Бриллиантовая рука" озвучила героиня Ноны Мордюковой: "А тому, кто будет возмущаться, отключим газ".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.