Энергетика. LIVE

Литва заподозрила Минск в сокрытии данных о "серьезных недостатках" БелАЭС

Литовская сторона утверждает, что документ, опубликованный Белоруссией на этой неделе, не содержит полной информации о миссии МАГАТЭ Pre-OSART и ее результатах, что вызывает дополнительные сомнения в прозрачности
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ВИЛЬНЮС, 24 мая – Sputnik. Литва упрекнула Белоруссию в "избирательном подходе к прозрачности" проекта Белорусской АЭС. Об этом сообщила пресс-служба Минэнерго республики.

Президент Литвы Гитанас Науседа разговаривает по телефону, архивное фото
Президент Литвы потребовал от Евросовета отреагировать на подготовку БелАЭС

Вильнюс настаивает на том, чтобы Минск публиковал полные отчеты обо всех миссиях МАГАТЭ и выполнял все рекомендации международных экспертов по стресс-тестам, а также решал другие вопросы экологической и ядерной безопасности станции до ее ввода в эксплуатацию.

В Минэнерго напомнили, что в начале мая глава ведомства Жигимантас Вайчюнас обратился к гендиректору МАГАТЭ Рафаэлю Гросси, заявив, что Белоруссия якобы не обнародовала отчеты о миссиях агентства и не опубликовала отчеты о выполнении рекомендаций, которые были даны экспертами в ходе этих миссий.

Литовская сторона утверждает, что документ, опубликованный Белоруссией на этой неделе, не содержит полную информацию о миссии МАГАТЭ Pre-OSART (миссия МАГАТЭ по рассмотрению вопросов эксплуатационной безопасности. – Sputnik) и ее результатах.

"До сих пор нет информации, чтобы оценить масштабы текущих проблем БелАЭС и ответить на вопрос, почему эксперты МАГАТЭ дали конкретные рекомендации оператору БелАЭС –  государственному предприятию "Белорусская  атомная электростанция", ответственному за ядерную безопасность этой электростанции. Эксперты МАГАТЭ представили 11 рекомендаций, из которых объявлены только три, что вызывает дополнительные сомнения в прозрачности", – говорится в сообщении ведомства.

На Украине увидели в БелАЭС "энергетическую экспансию" России
Как считает Министерство энергетики Литвы, решение не публиковать полные данные о миссии pre-OSART усиливают подозрение, что выявленные экспертами недостатки не являются незначительными. Особенно литовскую сторону беспокоит рекомендация, призывающая оператора БелАЭС усилить контроль за программой запуска станции, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию объекта.

В Минэнерго опасаются, что ошибки на этапе пусконаладки АЭС могут привести к дополнительным угрозам после ее ввода в эксплуатацию.

"Такое избирательное и предвзятое отношение Белоруссии к раскрытию только информации, полезной для проекта БелАЭС, наблюдается постоянно, особенно в случае сотрудничества Белоруссии с МАГАТЭ", – говорится в сообщении.

Споры вокруг запуска Белорусской АЭС

Белоруссия при участии "Росатома" строит атомную электростанцию в Гродненской области, примерно в 50 километрах от Вильнюса. В начале мая на объект доставили ядерное топливо для первого энергоблока.

Рекеда: у Минска есть все шансы выйти победителем в споре с Литвой о БелАЭС

Литва с самого начала проекта выступает против строительства. Власти недовольны выбором площадки для станции, утверждая, что БелАЭС несет "угрозу" для балтийской республики. Кроме того, Вильнюс высказывается против экспорта энергии с объекта и повсеместно призывает соседние республики не закупать электричество со станции.

При этом министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас обратился в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) по поводу БелАЭС из-за доставки ядерного топлива. Он заявил, что Минск не подписал двустороннее соглашение о предварительном уведомлении о ядерной аварии, и назвал это неприемлемым.

В интервью Sputnik Литва президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание", эксперт по ядерной энергетике Алексей Анпилогов напомнил, что стресс-тесты на объекте были проведены еще в 2018 году и их одобрила группа европейских регуляторов. Он добавил, что Литва занимается глупостями, а заявления и действия политиков выглядят смешно.

Многие эксперты отмечали, что резкое сопротивление Вильнюса в вопросе БелАЭС обусловлено вовсе не технической или экологической стороной вопроса или безопасностью, а "обидой" за потерю Игналинской АЭС.