Энергетика. LIVE

Польша укладывает в трубу на Балтике миллиарды евро. Зачем – Дуда его знает

Президент Польши обещает, что газопровод Baltic Pipe обеспечит его стране "независимость от российского газа". Однако все гораздо сложнее, чем это пытается представить Анджей Дуда
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

7 мая 2020 года регулирующие органы Швеции одобрили прохождение будущего магистрального газопровода Baltic Pipe через исключительную экономическую зону королевства. Общая протяженность Baltic Pipe, который должен по дну пересечь Балтийское море от Дании до Польши, составит 275 километров, из которых протяженность шведского участка – 85 километров.

Юшков: Польше может не достаться газ, импортируемый через Baltic Pipe

Ранее полный набор разрешений для польско-датского консорциума, которому предстоит вести строительство МГП, был выдан Данией и Польшей. Годовая мощность новой газовой магистрали составит десять миллиардов кубометров газа, проект финансируется не только Данией и Польшей, но и Еврокомиссией, которая субсидировала Baltic Pipe на 266,8 миллиона евро из общей сметной стоимости в 1,635 миллиарда евро.

Кроме того, в апреле 2019 года стало известно, что Еврокомиссия готова выделить из бюджета ЕС на реализацию этого проекта дополнительно до 215 миллионов евро, но дальнейших уточнений по этому поводу в открытых источниках пока не было. Чуть ранее, 30 апреля 2020 года, президент Польши Анджей Дуда официально сообщил, что польский оператор газопроводов Gas-System S.A. подписал контракт на ведение строительства с итальянской Saipem Limited. Планируемое время начала строительства Baltic Pipe – вторая половина 2020 года, время окончания – октябрь 2022-го.

Разумеется, Анджей Дуда сопроводил эту новость традиционной антироссийской риторикой: "Проект имеет большое значение для экономики Европы, для энергетического суверенитета ЕС, для независимости от российского газа". Впрочем, удивляться этому не приходится – создается впечатление, что эту же фразу пан Дуда готов повторять даже в случае появления в его рабочем кабинете новой электрической розетки или в момент вкручивания лампочки в плафон на птицефабрике где-нибудь в деревне близ Зомбковице-Слёнске. Sputnik Литва неоднократно касался проекта Baltic Pipe, поэтому сейчас мы просто напомним ряд фактов, существующих в реальности, а не в местах, более привычных для польских политиков.

Польше предстоят переговоры с двумя швейцарскими компаниями

Проект Baltic Pipe состоит из трех частей: соединение систем передачи газа Норвегии и Дании, расширение датской газовой инфраструктуры и шельфовая часть, которую будет строить Saipem Limited. Пропускная мощность Baltic Pipe действительно составит десять миллиардов кубометров газа в год, но у польской добывающей компании PGNiG нет возможности использовать все 100 процентов этой мощности.

Польша требует российских денег и пытается "закрыть Европу"

По результатам аукциона в рамках процедуры open season, прошедшего в 2019 году, PGNiG забронировала 85 процентов мощности будущего газопровода, то есть 8,5 миллиарда кубометров газа в год. Начиная с 2015 года PGNiG выкупала пакеты акций в добычных проектах, которые ведет на месторождениях Северного моря норвежская государственная компания Equinor (бывшая Statoil), по состоянию на январь 2020 года у PGNiG есть доли в 31 таком проекте. При этом Equinor, второй по объемам поставок газа в ЕС после "Газпрома", не имеет планов по увеличению объемов добычи.

Следовательно, тот объем газа, который по Baltic Pipe будет уходить в Польшу, Equinor не сможет поставить другим европейским покупателям. Компенсировать этот дефицит по конкурентным ценам способен только "Газпром", поэтому результат строительства новой европейской газовой магистрали для России будет ровно один: весь тот объем газа, который не будет покупать Польша, купят другие европейские потребители. От перемены мест слагаемых сумма экспортных поставок российского газа в Европу не изменится, потому и нет активных возражений со стороны "Газпрома" по поводу Baltic Pipe. Есть у Дании, Польши и Еврокомиссии желание уложить на дно Балтийского моря 1,6 миллиарда евро – имеют полное право это желание удовлетворить. Каким образом замечательный проект может увеличить пресловутую независимость Европы от российского газа – Дуда его знает.

Но все это не исключает того, что свое мнение по поводу строительства Baltic Pipe имеют компании-операторы "Северного потока" и "Северного потока – 2", Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG соответственно. Трасса Baltic Pipe будет пересекать оба российско-европейских газопровода, и этот технический момент как минимум требует тщательного согласования. Насколько можно судить по материалам СМИ, Gas-System S.A. пока переговоров по этому поводу ни с Nord Stream AG, ни с Nord Stream 2 AG не вел.

Обе компании зарегистрированы в Швейцарии, переговоры могут затянуться, но многое зависит от того, как будут выстраиваться отношения польской компании с владельцами контрольных пакетов в этих компаниях. 51 процент акций Nord Stream AG принадлежат "Газпрому", 100 процентов акций Nord Stream 2 AG принадлежат "Газпром". От всей души желаем Gas-System успешного поиска вариантов конструктивного сотрудничества со швейцарскими газовиками.

Меридиональный газовый проект Евросоюза

Уточнения требуют и причины того, что Еврокомиссия частично финансирует Baltic Pipe. По законодательству ЕС Еврокомиссия имеет право это делать только в отношении проектов, имеющих региональное значение для Европы, интересов только Дании и Польши для этого недостаточно. Именно так Еврокомиссия и действует, просто Baltic Pipe не является отдельным проектом – он всего лишь одна из составных частей более масштабного проекта строительства меридионального европейского газопровода.

Балтия без газа, Польша без денег. В Балтийском море затеяли газовую аферу

Уже начато строительство сухопутного продолжения Baltic Pipe – магистрального газопровода GIPL (Gas Interconnector Poland – Lituania) мощностью 2,5 миллиарда кубометров газа в год. Далее норвежский газ по сети советских магистральных газопроводов "Северное измерение" через территорию Латвии доберется до Эстонии, а затем по уже построенной газовой магистрали Baltic Interconnector сможет поступать в Финляндию.

Еще раз, коротко: норвежский газ через территорию Дании поступит в Польшу и через три республики Прибалтики – до конечного пункта в Финляндии. При этом все перечисленные газопроводы смогут работать в режиме интерконнекторов, то есть и газ, который добудет Финляндия, сможет добраться до Польши, Дании и даже Норвегии. Добыча природного газа Финляндией заключается в его покупке у "Газпрома", но мы ведь прекрасно понимаем, что в момент оплаты российский газ мгновенно превращается в европейский – ведь Финляндия платит именно в евро.

При этом газовая магистраль Baltic Interconnector между Эстонией и Финляндией была построена осенью 2019 года, с 1 января 2020-го, после всех регламентных проверок, она принята в эксплуатацию, и с 1 января 2020-го в Европе действует новый региональный газовый рынок, участниками которого являются Финляндия, Эстония и Латвия, которые отлично себя чувствуют и без своих южных соседей. Финляндия получает 100 процентов природного газа из России, Эстония получает 100 процентов природного газа из России, Латвия получает 100 процентов природного газа из России, но, объединившись, эти три потребителя получили возможность договариваться с "Газпромом" о более выгодных условиях.

Кроме того, Финляндия, в гранитных грунтах которой нет возможности построить ни одного подземного хранилища газа, посредством Baltic Interconnector впервые в своей истории получила прямой доступ к крупнейшему в регионе ПХГ "Инчукалнс" на территории Латвии, многократно увеличив свою энергетическую безопасность и обеспеченность. В силу всего перечисленного Финляндия, Эстония и Латвия не имели и не имеют желания дожидаться, когда Дания, Польша и Литва завершат свои участки меридионального европейского газового проекта.

Перспективы поставок в Польшу финского и немецкого газа

Теперь несколько фактов по поводу слов Дуды о том, что Baltic Pipe обеспечит Польше независимость от российского газа. Забронированная польской PGNiG годовая мощность Baltic Pipe, напомним, – 8,5 миллиарда кубометров в год, из которых 2,5 миллиарда по плану Еврокомиссии предназначены для Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Значит, "остаток", который поступит польским потребителям, составит шесть миллиардов кубометров газа в год. Около четырех миллиардов составляет объем добычи на территории самой Польши, еще пять миллиардов кубометров газа Польша может получать за счет поставок СПГ и его регазификации на терминале в Свиноуйсьце.

Угроза над Independence: энергетические планы Польши "ударят" по Литве

Арифметика не сложная – без поставок "Газпрома" PGNiG с 2023 года сможет получать 15 миллиардов кубометров газа в год. В декабре 2019-го польская компания Gas-System опубликовала прогноз роста спроса на природный газ до конца этого десятилетия, согласно ему спрос в 2023 году составит 23 миллиарда кубометров. Чтобы не унижаться перед Россией и ее "Газпромом", у Польши есть целых две возможности: она может договориться о поставках с немецкой компанией Uniper или с немецкой компанией Wintershall Dea.

У обеих компаний к 2023 году могут появиться свободные объемы газа для Польши, поскольку каждая из них вложила по одному миллиарду долларов в строительство "Северного потока – 2", который к 2023 году будет работать на полную мощность. Кроме того, Uniper и Wintershall Dea получают газ по "Северному потоку", акционерами которого они являются и газ для которого добывают совместно с "Газпромом" на Южно-Русском месторождении на полуострове Ямал.

Разумеется, российский газ после того, как немецкие компании рассчитаются с "Газпромом", превращается в европейский, поэтому мы, как и пан Дуда, тоже уверенны – Baltic Pipe обеспечит Польше даже не полную, а полнейшую независимость от российского газа. В Польше будет газ финский, газ немецкий – какой угодно, только не российский, а польские политики ведут разумную польскую политику.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.