Официально Гинтаутас Палуцкас решение своей партии объяснил следующим образом: "Существуют две причины: форма и культура политических действий, которую иногда применяют наши коллеги <…>, и содержание самой политики". Он также сказал: "Характер политических действий консерваторов на фоне предстоящих выборов становится все более острым, враждебным, а конструктивных предложений мало. Мы не хотим, чтобы нас отождествляли с подобными действиями и предложениями, как, например, последние по Трудовому кодексу. Консерваторы и либералы пускай говорят от своего имени, а мы будем говорить от своего".
Однако, например, представитель консерваторов Мантас Адоменас поведение соцдемов объясняет так: "Пока у них был свой лидер оппозиции, соглашение соцдемов устраивало. Когда лидером оппозиции стал консерватор, соглашение стало противоречить идейным принципам. Я хотел назвать их некрасивым словом, но подумал, что представительниц древнейшей профессии может обидеть сравнение с соцдемами".
Время уходить
На самом деле ситуация складывается вполне логично. Палуцкас поссорился с "крестьянами" и пошел в оппозицию, где работать (критиковать) легче. Потом начались переговоры о возможном альянсе соцдемов с консерваторами, но на самом деле эти партии слишком разные, даже не с точки зрения идеологии, а с точки зрения интересов, чтобы тесно сотрудничать в долгосрочной перспективе. За полгода до выборов и после того, как Юлиус Сабатаускас уступил должность лидера оппозиции Габриэлюсу Ландсбергису, пришло время пуститься в самостоятельное плавание.
Однако тут важно понимать, какие у Палуцкаса планы на будущее. В начале февраля он сказал: "Победить на парламентских выборах. Это наш план максимум. План минимум всегда может быть скромнее, но мы не обсуждаем другие варианты. Согласно сложившейся политической практике, глава списка победившей партии или ее председатель является первым кандидатом на пост премьер-министра". Амбициозно.
Потом начался коронавирус – и на первом политическом плане неизбежно оказались правящие, чьи рейтинги начали расти. Однако в середине марта Палуцкас по-прежнему говорил: "Какого-то исключительного преимущества у правящих на этой предвыборной прямой в долгосрочной перспективе я действительно не вижу и думаю, что к осени оценки премьер-министра, правительства или господина Вериги, которые взлетели потому, что люди со страхом и надеждой ищут спасителя, который предложит им решение, придут в норму. Придет время и для критики этих решений".
Другими словами, до последнего момента казалось, что рано или поздно соцдемы отойдут от консерваторов и либералов, но будут держаться на расстоянии и от "крестьян", стремясь только к своей великой победе. Но теперь риторика Палуцкаса позволяет утверждать, что он серьезно рассматривает возможность создания коалиции с последними, очевидно с ними заигрывая. Например, он сказал, что соцдемы – это конструктивная оппозиция, которая вносит предложения, избегает наклеивания ярлыков и различных эпитетов, старается работать на благо Литвы, а не действовать против правящей коалиции или конкретно против "крестьян".
Это похоже на послание правящим в целом и "крестьянам" в частности – мы будем вас критиковать, потому что оппозиция должна критиковать, но осторожно, потому что после выборов и вам, и нам было бы выгодно сформировать коалицию. Другими словами, создается впечатление, что соцдемы не просто отделились от консерваторов, но сделали это с намерением более тесно сотрудничать с "крестьянами".
Причины понятны – победить самостоятельно не получится, потому что консерваторы много не потеряют, а правящие сейчас "на волне"; перспектива нахождения в оппозиции еще четыре года неприемлема, тем более что есть/будет повод (стабильно высокое место в рейтинге и возможность получить значительное количество мандатов) договориться о хороших постах в будущей правящей коалиции. Наконец, стоит заранее послать сигнал "крестьянам", чтобы потом не было слишком поздно, то есть чтобы их приоритетным партнером не стала Партия труда и/или еще кто-то.
Сигнал услышан
Сигнал "крестьяне", похоже, услышали. Агне Ширинскене отметила: "Работать и идентифицироваться с партией, которая является деструктивной, постоянно ищет повод для придирок, оговаривается, не имеет конструктивных предложений, становится неким отсутствием стиля. С другой стороны, приближаются выборы, и естественно, что социал-демократам отождествлять себя с консерваторами, которые являются идеологическими врагами, становится неудобно по отношению к своим избирателям". Другими словами, примыкать надо к идеологическим друзьям, то есть к нам.
Однако высказался и Рамунас Карбаускис, ставший своего рода плохим полицейским: "Они видят, как растут рейтинги властей. Поэтому сейчас быть в оппозиции не очень хорошо. Тем более <…> если ты с консерваторами, ты являешься даже не основным оппозиционером, потому что основная оппозиция – это консерваторы. Я думаю, что это прагматичный расчет перед выборами. Они попытаются позиционировать себя, что они не в оппозиции. Попытаются казаться конструктивными, но мы этой конструктивности вообще не видели. Никакой. Возможно, теперь она появится, я не знаю". Другими словами, мы еще посмотрим, звать ли вас в нашу песочницу.
На самом деле "крестьянам" может понадобиться помощь Палуцкаса в формировании коалиции (комментарий Ширинскене), потому что они тоже не победят в одиночку. Однако это не означает, что соцдемы однозначно станут их главным партнером (комментарий Карбаускиса) – нужно будет посмотреть, кто сколько наберет голосов и кто чего захочет.
Подводя итог, можно сказать, что отделение социал-демократов от консерваторов (у которых остались только либералы и которые очень переживают из-за того, что могут победить, но ничего не получить) и их активное заигрывание с "крестьянами" увеличивает вероятность формирования поствыборной левоцентристской коалиции. Однако как она будет выглядеть, пока сказать сложно, поскольку многое будет зависеть от конкретных результатов голосования и неизбежно трудных, в том числе из-за личных амбиций, переговоров между несколькими партиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.