Варшава попробует наложить арест на активы газопровода "Северный поток – 2", если польская компания PGNiG не получит от "Газпрома" средства, предписанные Стокгольмским арбитражем. Об этом сообщило издание Wprost.
В конце марта PGNiG заявила, что выиграла дело у "Газпрома" в Стокгольме по Ямальскому контракту, в связи с чем польской компании якобы причитаются шесть миллиардов злотых (порядка 1,3 миллиарда евро). Однако в "Газпром экспорте" сообщили, что еще рассматривают решение арбитража и пока считают преждевременным оценивать сумму будущих выплат.
В интервью Sputnik Литва директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, что между "Газпромом" и польскими компаниями существуют серьезные торговые отношения, поэтому на практике до ареста активов может и не дойти.
"Да, это решение есть, я так понимаю, "Газпром" с ним не очень согласен. Может быть, будут подавать на апелляцию, может быть, как-то пытаться еще договориться с поляками, но арест активов – это самый жесткий вариант, и, опять же, возникает вопрос, почему "Северный поток – 2" им так приглянулся, а не какие-то другие активы "Газпрома". Но за поляков сложно говорить, они очень много любят чего заявлять, не всегда это потом доходит до какой-то реальной практики", – сказал он.
По мнению Правосудова, поляки могут попытаться помешать реализации проекта "Северный поток – 2", по крайней мере, на словах. Однако, скорее всего, им это не удастся, поскольку российская компания планирует достроить газопровод своими силами.
"Не секрет, что Польша всегда говорила, что она против проекта "Северный поток" и против проекта "Северный поток – 2". Они считают, что это повредит им, повредит Украине, что это может сократить транзит по территории Польша – Украина, но еще раз говорю – на территории Польши газопровод "Ямал – Европа" принадлежит "Газпрому" на 48 процентов, поэтому "Газпром" в принципе заинтересован загружать газопровод, в котором есть его акции. Поэтому сложно ожидать, что "Газпром" будет меньше транзитировать через Польшу. Но, опять же, тут очень многое будет зависеть от тарифа на транспортировку газа, потому что поляки считают, что нужно повышать этот тариф, а "Газпром" говорит: ребята, должна быть некая выгода для поставщика газа. Опять же, посмотрим, все это предмет переговоров, а не каких-то публичных препираний, и, скорее всего, стороны как-то конструктивно, так или иначе, договорятся", – заключил он.