Еще сложнее оценивать работу госучреждений. Министерство обороны предложило создать новую категорию информации, которая недоступна для средств массовой информации и общественности: информация для служебного использования. Это широкое понятие.
Минобороны сообщило, что приостанавливает дальнейшее согласование законопроекта о праве получения информации у государственных и муниципальных ведомств и учреждений и поправок к закону об информировании общественности. Министерство якобы приняло во внимание общественные дискуссии и заявило, что предлагаемые проекты нуждаются в дальнейшем улучшении и обсуждении с заинтересованными группами. Трудно с этим не согласиться.
Согласно текущему предложению министерства, государственные и муниципальные власти могли бы не делиться информацией по вопросам, по которым еще не принято окончательное решение; они были бы обязаны сохранять в тайне мнения государственных служащих о принятии решений. Под замком также оказалась бы информация об организации работы государственных учреждений.
Предлагаемая новая категория защищенной информации является опасно абстрактной. Витаутас Синкявичюс, профессор Университета Миколаса Ромериса, считает, что такая формулировка может противоречить Конституции, поскольку в соответствии с Конституцией только очень редко находятся основания, позволяющие ограничивать доступ к информации: только когда необходимо защитить здоровье, честь, достоинство людей и конституционный строй. "Больше оснований нет", — уверен профессор.
Между тем министерство заявляет, что официальной информацией следует считать данные, раскрытие которых может нанести ущерб интересам государства или его союзников, ведению переговоров, объективному принятию решений, или информацию, которая бы являлась объектом интереса иностранной разведки. Министерство полагает, что предлагаемые поправки не изменят и не ограничат права средств массовой информации на доступ к информации.
Но журналистское сообщество шокировано такими поправками.
"По моему глубокому убеждению, это является прямым и грубым нарушением нашей Конституции. Более того, мы также можем получить международную отрицательную обратную связь, потому что есть разумное подозрение, что это противоречит международным обязательствам нашей страны. Что уж говорить о том, что законодательный процесс должен быть в принципе публичным, и такое предложение отрицает право любого демократического общества на информацию", — говорит Дайнюс Радзявичюс, председатель Союза журналистов Литвы.
"Это может быть что угодно, от законопроекта до проекта приказа или нового порядка, — добавил он. — У нас не было бы формального права на получение информации, и некоторые государственные или муниципальные должностные лица, которые демонстрируют общественности свою позицию, в случае принятия этого закона лишились бы работы или были бы наказаны иным образом".
Такой оперативно принятый закон мог быть оперативно применен к Министерству иностранных дел Литвы после того, как средства массовой информации сообщили о глубокой стагнации этого министерства и о позорных событиях, происходящих внутри МИД.
После сообщений о том, что зарплаты некоторых дипломатов таковы, что они становятся потенциальными целями для иностранной разведки, несколько сотрудников МИД согласились поделиться и другими наболевшими проблемами. Согласившиеся на разговор пожелали скрыть свои имена, потому что опасаются возможных действий со стороны руководства министерства. Имена не публикуются, но президент Гитанас Науседа уже подписал указ о внесении поправок в закон о разведке, закон о криминальной разведке и в Кодекс об административных правонарушениях и передал их на рассмотрение в Сейм.
"Цель поправок — дать возможность органам разведки эффективно реагировать в условиях новых и изменяющихся угроз. В существующей правовой базе утвержденная цель деятельности спецслужб связана не только со сбором информации о рисках и угрозах, но и с предотвращением этих опасностей, однако разведывательные органы не обладают достаточным количеством правовых инструментов для осуществления такой профилактики", — говорится в пресс-релизе президентского дворца.
Поправки к закону о разведке предусматривают возможность применения спецслужбами таких мер, как профилактические беседы, проверка документов, удостоверяющих личность, и административное задержание. Эти меры уже действуют в других службах.
Нет сомнений, что профилактические беседы ждут небезразличных сотрудников МИД. Поправки в закон о криминальной разведке и Кодекс об административных правонарушениях направлены на включение поправок в закон о разведке в правовую систему.
Эта правовая база совершенствуется и дополняется различными способами и расширяет "систему контроля над гражданами". И не в первый раз.
Поправки, временно отозванные Минобороны, были подготовлены после консультаций с рабочей группой, созданной премьер-министром Саулюсом Сквернялисом и состоящей из представителей министерств обороны, внутренних дел, экономики и инноваций, а также транспорта. Сквернялис создал эту рабочую группу в декабре прошлого года.
Поправки, предложенные министерствами, первоначально утверждаются правительством, а затем принимаются в Сейме. Правящее большинство неоднократно в течение срока полномочий инициировало внесение изменений в закон об информировании общественности. В дополнение к истории, связанной с Центром регистров, в начале этого года были зарегистрированы поправки, которые запрещают публиковать в СМИ информацию, направленную "на искажение исторической памяти Литовской Республики, которая способствует недоверию и недовольству литовским государством и его институтами, демократическим порядком, национальной обороной, цель которой состоит в том, чтобы усилить национально-культурные различия, ослабить национальную идентичность и гражданственность, ослабить решимость граждан защищать свое государство".
Подотчетная Сейму Комиссия по радио и телевидению (LRTK) должна была контролировать выполнение этих положений и наказывать нарушителей. А LRTK всего лишь раз погрозила одному коммерческому телеканалу за показ сериала "Симпсоны" в неподходящее время. Над "Симпсонами" нависла угроза, поскольку они якобы "предоставляет угрозу" национальной безопасности.
Министерство обороны теперь гарантирует, что, отменив поправки, оно будет искать другие способы снижения требований к безопасности для некоторой информации, которая в настоящее время маркируется пометкой "ограниченное использование", обеспечивая ее надлежащее администрирование.
Так что с нетерпением ждем продолжения…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.