30 декабря (17 декабря по старому стилю) православная церковь отмечает день памяти ветхозаветного святого пророка Даниила и трех его помощников, отроков Анании, Азарии и Мисаила.
Даниил происходил из знатного иудейского рода, а в юности попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 587 году до нашей эры.
Вместе с ним в плену оказались еще несколько отроков из богатых семей – Анания, Азария и Мисаил.
В Вавилоне Даниил получил халдейское образование и получил место при дворе, равно как и три его друга.
По церковному преданию, Бог наделил Даниила даром понимать и толковать сны, этим святой и прославился при дворе Навуходоносора и стал особо приближенным к нему, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария.
Однако Навуходоносор велел воздвигнуть огромную статую, в честь которой люди должны были воздавать божественные почести. За отказ сделать это друзья Даниила – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в страшную пылающую печь. Однако святые не сгорели, поскольку Господь потушил пламя. Увидев это чудо, пораженный царь повелел им выйти, а сам обратился к Богу истинному.
Среди известных эпизодов из жизни Даниила — его спасение во рву со львами и истолкование слов "Мене, Такел, Фарес", начертанных на стене во время Валтасарова пира, когда в качестве кубков для вина использовали золотые сосуды из храма царя Соломона. Надпись предвещала скорое падение возгордившегося и превысившего свои полномочия (данные ему истинным Богом) Вавилонского царства. Отсюда и происходит выражение "пир во время чумы".
Тем не менее богословы, историки и ученые считают, что Книга Даниила была создана существенно позже Вавилонского пленения (возможно, в Палестине во время Антиоха IV Епифана и Маккавеев около 170-164 годов до нашей эры) и стала образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы.
На Руси этот день называли "Даниил", "Данил", "Данила-зимоуказчик", "Данииловы сборы", "Данилов день", "Данил и три отрока".
В этот день по традиции разыгрывали в храмах "пещное действо", которое рассказывало библейскую историю об Анании, Азарии и Мисаиле, брошенных в печь. Посредине храма ставили круглую деревянную печь в форме огромного фонаря, в ней зажигали множество свечей, которые изображали пламя. Три мальчика из певчих и двое взрослых играли роли отроков и халдеев. Юношей одевали в полотняные стихари (богослужебное облачение) и шапки, а халдеев – в юбки из красного сукна, медные оплечья и шлемы, расписанные красками. В руках отроки держали свечи, а халдеи – по пальмовой ветви.
Перед заутреней ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и устраивали им допрос, все диалоги происходили не на церковном, а на народном языке. После этого отроков отправляли печь, из которой их спасал ангел, спускавшийся с купола.
Это представление имело и назидательный, и развлекательный характер, а после его окончания начинался народный праздник. Само литературное переложение для "пещного действа" в Успенском соборе Московского Кремля было написано Симеоном Полоцким.
Также считалось, что сны, приснившиеся на этот день, вещие. Чтобы увидеть во сне суженого, девушки клали на ночь под подушку три лавровых листика, на которых писали имена парней.
Кроме того, считалось, что в этот день могут ударить такие морозы, что следует натопить печь на два дня.
Если в этот день выпадал иней, то через неделю от Данилова дня должно было потеплеть, а Святки также будут теплыми.