Властям повезло, что есть эмиграция
Последним действительно крупным и ярким "прорывом" рабочего класса Литвы стало 16 января 2009 года и последовавшая за ним волна протестов. И с тех пор такие тенденции не только не развились, но и уменьшились настолько, что сегодня у нас ничего подобного вы уже не увидите.
Это, конечно, не из-за того, что "жить в Литве хорошо" (как любят говорить некоторые приспособленцы, забывая при этом спросить — кому?..). Ситуация определяется банальным обстоятельством: большая часть нашего народа просто разъехалась по странам Западной Европы в поисках более сытного ломтя хлеба. Словом, сработал предохранительный клапан эмиграции.
Между тем оставшиеся, если им не удается "пробиться", либо планируют эмигрировать, либо просто находятся при смерти, работая за минимум и нередко балансируя на грани люмпенизации. А это, как мы уже говорили в предыдущих статьях, является частью того, что можно назвать процессом эрозии рабочего класса и роста, по сути, обывательского слоя, который подпитывается деньгами ЕС и финансовым капиталом.
Это формирует особую атмосферу и, можно сказать, социальную психологию, а ей вполне соответствуют наши "протесты", которые, по мнению некоторых официозных комментаторов, в Литве бывают особенно "цивилизованными". И не идут ни в какое сравнение с любыми другими забастовками, в частности с движением "желтых жилетов" во Франции. Потому что на наши "протесты" собираются не "низы", а более-менее довольные собой, не хуже всех устроившиеся граждане, которые хотят еще больше улучшить свое положение.
Одним словом, эти протесты являются консервативными и даже конформистскими в том смысле, что не бросают никакого вызова ни правящим слоям, ни устоявшемуся порядку в целом.
Протесты собственников и пример перевозчиков
Например, некоторое время назад в Вильнюсе протестовали водители грузовиков. Вернее, протестовали не водители, а владельцы бизнеса, наемники.
Правда, доля водителей никакая. Их официальные зарплаты за тяжелую, опасную для здоровья и далеко от дома уводящую работу настолько низки, что не только не сопоставимы с западными, но еще и толкают к попыткам заработать с помощью доставки контрабандных товаров, рискуя свободой и жизнью.
Однако сами литовские водители публично стараются себя не проявлять. А вот владельцы бизнеса тем временем возмущены тем, что литовское правительство, которое вроде бы претендует на то, чтобы быть европейским, приняло решение об увеличении коэффициента заработной платы командируемых работников с 1,3 до 1,65, что, может, и не чудо — но хоть какое-то улучшение положения водителей. Особенно если учесть, что большинство из них — украинцы, готовые продать хозяину свою рабочую силу по очень низкой цене в масштабах Литвы (так же поступают и литовцы в Западной Европе).
Владельцы бизнеса опасаются, что новый порядок приведет к банкротству компаний, у которых имеется не более десяти тягачей, а это, в свою очередь, ударит по малому бизнесу в Литве. Без сомнения, это будет удар. Но такой ли страшный? Впрочем, как обычно в таких делах, все сводится к другому вопросу — страшный для кого?..
Конечно, у большинства из них нет перспективы. Но на рынке, как и в природе, долгое время пустого места не бывает. Малые компании будут заменены крупными, особенно транснациональными, которые, как показывает литовская практика, обычно платят более высокую зарплату и вообще обеспечивают работникам лучшие условия, чем небольшие местные фирмы. Выиграют все, кроме мелких владельцев.
Похожую экономическую логику выражают и акции, организованные фермерами. Повышение налогов и технических требований в сельском хозяйстве стимулируют и в этой сфере те же самые процессы концентрации капитала, что и увеличение коэффициента заработной платы командируемых работников в бизнесе, основанном на перевозках.
Пока на все эти изменения реагируют в основном собственники, которые боятся потерять существующие позиций. А те, у кого есть реальная причина быть недовольным — современные "батраки" и "батрачки", — молчат, потому что либо находят способы свести концы с концами, либо собирают пожитки и уезжают в большие города (Вильнюс, Каунас, Клайпеду) или просто за границу.
Другие протесты и общая ситуация
С другой стороны, социальные акции организуют и служащие. Например, учителя, пожарные, другие бюджетники. Как правило, у них, то есть в государственных учреждениях, действуют более организованные профсоюзы, чем в частном секторе, который охватывает большинство рабочих Литвы. У них и социальное положение иное — пролетариями госслужащих не назовешь.
Но поскольку основа экономики — производство продукта, а это в капиталистической экономике обычно приходится (если не полностью, большей частью) на частный сектор, то ошибочно полагать, будто протесты со стороны госслужащих коренным образом изменят общую устоявшуюся тенденцию, которая сформировалась за последнее десятилетие.
А она такова, что когда возмущаются средние слои, "низы" молчат и страдают или, пользуясь шансами, которые дает "предохранительный клапан", разбредаются по Западу. Хотя это гарантирует мир и спокойствие правящим "верхам" (как владельцам капитала, так и политической элите, которая их обслуживает), остается одна проблема: из-за такого "обескровливания" исчезает сама Литва…
И эта проблема никуда не денется. Пока ее последствия не проявятся максимально болезненно, наивно ожидать значительных изменений и подвижек от широкой общественности. Пока "верхи" могут править и жить по-старому, а "низы" им это позволяют — ничего существенно не изменится. Такова классическая формулировка, по доброй воле или насильно, но утверждающаяся в нашей литовской жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.