Страны Балтии, в особенности Литва, давно считаются самыми преданными союзниками (адвокатами) Украины. Пока другие не поддерживают Киев, Вильнюс все равно его поддерживает – например, в Парламентской ассамблее Совета Европы, где после возвращения России была сформирована группа "Балтик плюс", или протестами против газопровода "Северный поток – 2", который нужен главной стране Евросоюза Германии и всей Европе для энергетической безопасности, но (ужас!) может оставить Украину (кстати, по ее собственной вине) без транзита газа.
Иными словами, причин сомневаться в близости отношений Литвы с "братьями-украинцами" вроде бы нет, и встреча президентов обеих стран в Вильнюсе должна была только укрепить их. Однако есть несколько моментов, которые заставляют думать иначе.
Тот факт, что пресс-секретарь Зеленского перепутала Литву с Латвией, вероятно, не исключительный, но действительно малоприятный. Еще более важный момент, на который обратили внимание литовские обозреватели, заключается в том, что украинский лидер сначала посетил Ригу, затем Таллин и только потом Вильнюс.
Кроме того, Зеленский не согласился с мнением Литвы касательно Островецкой АЭС – только "услышал сигнал". С одной стороны, такая осторожность понятна, так как в настоящее время Киеву важно сотрудничество с Минском. С другой стороны, вполне вероятно, что бывший украинский лидер Петро Порошенко в этом случае нашел бы способ публично выразить солидарность с Литвой и не упустил бы возможности поговорить об энергетической и другой угрозе всему миру, которая исходит от России.
Правда, Зеленский мог воздержаться от жесткой критики в адрес Москвы из-за предстоящего саммита "нормандской четверки", в котором примет участие и российский лидер Владимир Путин. Другими словами, если нападать на Россию, то ожидать, что она пойдет на какую-то уступку, не стоит, а украинский лидер очень хочет привезти из Парижа хорошие новости. И здесь вырисовывается основная проблема.
Любой компромисс между Киевом и Кремлем в попытке положить конец войне в Донбассе и сделать это на основе Минских соглашений не подходит Литве, поскольку она в этом вопросе придерживается позиции американских "ястребов", суть которой – бесконечный конфликт с Россией, в котором Украина используется как пушечное мясо. Поэтому президент Литвы Гитанас Науседа и пожелал своему коллеге "не идти на уступки, которые были бы необоснованными".
Нюанс в том, что понимание этих "необоснованных уступок" в Вильнюсе и Киеве, похоже, начинает различаться. Можно утверждать, что для Литвы сам факт саммита "нормандской четверки" уже является уступкой для России – нечего с ней встречаться, пока она не уберется из Донбасса и Крыма. И, что немаловажно, этот путь в никуда был выгоден Порошенко, которого, как Литву и их покровителей в Вашингтоне, вовсе не волновал (был не нужен) конец войны на Украине.
Между тем для Зеленского важен мирный процесс. Но чем он ближе к диалогу с Путиным, тем он дальше от Литвы. Вероятно, именно поэтому осужденный в России за терроризм режиссер Олег Сенцов, который не верит в возможность компромиссного соглашения с Москвой, так горячо был встречен в Вильнюсе. Однако не исключено, что лучше всего складывающуюся ситуацию можно охарактеризовать на примере отношений Литвы с Грузией.
Пока последней руководил Михаил Саакашвили, который развязал войну с Южной Осетией и проводил строго антироссийскую политику, литовцы и грузины были лучшими друзьями. Как только власть в Грузии поменялась и начала ослаблять напряженность в отношениях с Россией, страсть Вильнюса к сотрудничеству с Тбилиси куда-то исчезла. Конечно, нельзя утверждать, что Литва больше не поддерживает Грузию (она постоянно говорит об оккупированных Россией грузинских землях). Но в отношениях между сторонами нет былого огня и интенсивности.
Может ли то же самое случиться с диалогом Вильнюса и Киева? Может, и к этому также ведет снижение внимания США к Украине и растущее желание Европы "закрыть" ее вопрос для улучшения отношений с Россией.
Подводя итог, можно сказать, что в визите Зеленского в Литву присутствовал небольшой холодок, рутинный формализм, нехарактерный для действительно дружеских связей. Конечно, это не значит, что Вильнюс и Киев больше не друзья. Но не удивляйтесь, если однажды Литва потеряет интерес к менее антироссийской Украине, как это произошло с Грузией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.