10 ноября (28 октября по старому стилю) православная церковь отмечает память Параскевы Иконийской (Святой Параскевы, Параскевы-Пятницы) – христианской великомученицы III века.
По преданию, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (современная территория Турции) в семье сенатора. Но несмотря на богатство семьи, уже с ранней юности Параскева (или, по-другому, Пятница) придерживалась аскетического образа жизни. Родители Параскевы были христианами и приобщали ее к вере.
Параскева рано стала сиротой, но не оставила веры и пыталась нести христианство в мир и приобщать к нему язычников.
Когда Диоклетиан начал гонения на христиан, Параскева стала жертвой притеснений, отказавшись поклоняться языческим божествам. Ее схватили, жестоко мучили, а затем обезглавили. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан Параскева была и остается одной из самых почитаемых святых. В ее славу возводили церкви, ставили придорожные часовни (которые так и назывались – Пятницы), приносили ей дары, почти в каждом храме и каждом доме находилась ее икона.
Считается, что на заре распространения христианства на Руси образ Параскевы (а также – Пятины, Петки) тесно сплелся с образом языческой богини славян Мокоши, культу которой древние славяне также посвящали пятницы.
На Руси этот день называли "Параскева Пятница", "пятина", "петна", "Прасковья", "бабья заступница", "Параскевы Льняницы", "Прасковьи Льняницы", "льняные смотрины", с ним было связано множество традиций, поверий и обрядов.
Предки считали Параскеву прежде всего заступницей и помощницей женщин. Верили, что ее образ приносит в дом благополучие и счастье, а также бережет от дьявольского наваждения и от болезней, например, от лихорадок, зубной, головной и других болей. Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы, почитались целебными. Если в доме кто-то болел, то их прикладывали к больному месту, а в настоях из них потом купали детей или поили больных их отваром. Для избавления от хворей даже существуют особые молитвы в честь Параскевы.
Эта святая считалась покровительницей полей и скота, поэтому в ее честь служили молебны, а в церковь для освящения приносили овощи и фрукты. Также ее считали покровительницей торговли и в честь нее назывались "пятницкие" торги и ярмарки, на которых на самом почетном месте ставилась ее икона.
К этому дню во многих местах приурочивали начало мятья и трепания льна. Первину — первый обтрепанный пучок льна — женщины освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы. Со святой связывают оберег-веревочку, сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье.
Однако Параскева могла быть и грозной. Во многих местах по пятницам запрещалось прясть (однако шить разрешалось), стирать, выносить из печи золу, нельзя было пахать и бороновать – это считалось большим грехом.
Полагали, что кто в пятницу над людьми насмехается – тому на том свете также достанется. По пятницам ребенка не купают, а то сушец (болезненная худоба) нападет.
Были и приметы, связанные с погодой. Если до этого дня листья с вишни не опали, то тепло продержится еще долго. Если утром был заметен туман – это к оттепели. Если возле луны круг – жди бури. Увидеть в этот день белку – к потеплению.