ВИЛЬНЮС, 11 окт – Sputnik. Все, что российский "Газпром" потерял после того, как был ограничен объем прокачки газа по трубопроводу Opal, он восполнили благодаря дополнительной прокачке через другие газопроводы и подземные газохранилища, заявил эксперт по энергетике Борис Марцинкевич в интервью Sputnik Литва.
В сентябре 2019 года Суд ЕС удовлетворил иск Польши и отменил решение ЕК, которое якобы "нарушало принцип энергетической солидарности". Теперь российская компания может бронировать лишь половину транзитной мощности трубопровода Opal, который получает газ из "Северного потока".
Глава польской государственной нефтегазовой компании PGNiG Петр Вожняк добавил, что недостающий объем газа будет поступать в Польшу через украинскую территорию.
По мнению Марцинкевича, риторика главы PGNiG по поводу того, что Польша "подыграла" Украине на тот момент на предстоящих консультациях по договору на транзит, направлена на тех, кто не знает, как и через какие страны идут газопроводы, по которым качает топливо "Газпром".
"Сентябрь месяц означает, что восемь месяцев 2019 года благополучно закончились и на протяжении всего этого времени Opal работал так, как ему было разрешено – на 100 процентов мощности, на 90. <…> Осталось чуть больше трех месяцев – это ограничение. Друг-калькулятор мне подсказывает: чтобы выполнить распоряжение европейского суда, необходимо ограничить перекачку на 600 миллионов кубометров газа в час. Действительно, Opal снижает мощность перекачки, а газопровод Nel начинает увеличивать мощность", – напомнил эксперт.
Марцинкевич предложил разобраться, кто от этого решения пострадал больше всего.
Оператором трубопровода Opal является компания OPAL Gastransport GmbH & Co, у которой есть два владельца. Один из них WIGA Transport Beteiligungs GmbH & Co (WIGA), совместное предприятие немецкого Wintershall и "Газпрома". Им принадлежит 80 процентов акций.
"Газпром" как газотранспортная компания пострадал на 40 процентов. <…> У газопровода Nel, который получил дополнительный тариф за прокачку, есть один владелец – WIGA Transport Beteiligungs GmbH & Co. Те самые компании, которые потеряли на поставках через Opal, тут же получили прибыль за поставки по Nel", – рассказал эксперт.
Он добавил, что у "Северного потока" тоже были небольшие потери, однако они были компенсированы. Кроме того, газопровод заканчивается в крупнейшем в Западной Европе подземном газохранилище в Редене, откуда "Газпром" и Wintershall получат часть прибыли.
"Все, что "Газпром" и Wintershall потеряли на поставках по "Северному потоку" и Opal, они благополучно отыграют на дополнительной прокачке по Nel, на дополнительном хранении и так далее", – объяснил Марцинкевич.
Что касается недостающих объемов прокачки голубого топлива, эксперт напомнил о европейских правилах, согласно которым мощности можно бронировать не только на долгосрочный период, но и на одни сутки. Чем и воспользовался "Газпром".
"Словацкая компания, конечно, на это согласилась, и "Газпром" в течение суток прокачал тот объем, который ему был необходим. В течение суток по украинской и словацкой газотранспортной системе дополнительно прошли 0,38 миллиона кубометров газа. Компенсация полная и нет необходимости идти на что-то долгосрочное", – сказал он.
Марцинкевич отметил и роль газопровода "Ямал – Европа" в этой истории. Трубопровод не только проходит через польскую территорию, но и именно за этот участок отвечает предприятие EuRoPol Gaz, владельцы которого "Газпром" и PGNiG.
"Поляки почему-то пытались уверить, что есть только две системы газопроводов – "Северный поток" и ГТС Украины. Про газопровод "Ямал – Европа" они как-то промолчали. Как сложатся транзитные отношения России и Украины, сказать сложно, но то, что после этого решения газопровод "Ямал – Европа" будет задействован на все 100 процентов своей мощности, – это абсолютно точно", – подчеркнул эксперт.
Марцинкевич подытожил, что от ситуации вокруг Opal выиграла польская сторона и заодно "Газпром", а среди проигравших – муниципальная компания, владеющая частью Gastransport GmbH & Co, и чешская компания Net4Gas.
С 2013 года "Газпром" использовал лишь 50 процентов мощностей Opal. Однако в 2016 году Еврокомиссия позволила российской компании практически полностью использовать трубопровод.
С 14 сентября российская компания была вынуждена сократить объем поставок по газопроводу, при этом увеличила мощности трубопровода Nel, который также принимает российский газ из "Северного потока".