Мог ли подумать Йонас Норейка, что после смерти он будет прославлен одними и раскритикован и даже избит молотком другими; что через много лет он вызовет скандал, который прокомментирует высшее руководство Литвы и даже чиновник Госдепартамента США? Наверное, не мог, но Литва должна была понять, что рано или поздно она столкнется с проблемами из-за своей сомнительной политики исторической идентичности, в центре которой находятся "боровшиеся с советской оккупацией партизаны".
Когда в товарищах согласья нет
Ситуация деградировала настолько, что премьер-министр страны вынужден комментировать расследование относительно свастики, появившейся у здания Еврейской общины Литвы. Как отметил Саулюс Сквернялис, государство не потерпит действий, разжигающих ненависть и вражду, поскольку национальная и религиозная терпимость всегда была и будет иметь важное значение для литовского государства и общества. Слова, конечно, правильные, но после решения мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса снять мемориальную доску Норейке уровень той терпимости в литовском обществе уменьшился.
Сначала Еврейская община страны, которая в последнем случае активно добивалась исторической справедливости, из-за угроз закрыла Вильнюсскую синагогу и свою штаб-квартиру. Позже все вроде успокоилось, но в рамках гражданской инициативы мемориальная доска Норейке вернулась на свое место, а евреи, как во времена нацизма, вновь увидели свастику. Между тем новый президент Литвы Гитанас Науседа, комментируя действия Шимашюса, заявил: "Решение неразумное, рассорившее общественность".
В этом контексте следует отметить два момента. Во-первых, литовский лидер, по сути, поддержал сторонников Норейки, на что Шимашюс даже заявил: "Сейчас я обеспокоен авторитетностью президентуры как института". Таким образом, в стране нет единого взгляда на деликатные исторические вопросы. Соответственно, мэр Вильнюса должен был понять, что своими действиями он рассорит общество, и — как стандартный политик, избегающий неприятностей, — воздержаться от них. Но он не воздержался, хотя, конечно, не отличается принципиальностью. Почему?
Евреи начинают и побеждают?
Очевидно, что в истории "партизан" немало черных страниц, связанных с совершенно не героической деятельностью против мирных жителей Литвы. Создатели мифа о национальной гордости, естественно, игнорируют эти страницы, и если бы речь шла только о литовцах, этот трюк, вероятно, удался бы. Однако проблема в том, что от рук "героев" пострадали и евреи, которые не забывают и не прощают таких вещей.
Конечно, нельзя утверждать однозначно, но создается впечатление, что евреи смогли как-то надавить на Шимашюса, чтобы он снял доску Норейке. Тот факт, что сегодня поведение Литвы подверглось критике со стороны американского чиновника, только подтверждает это.
Можете ли вы поверить в то, что США нечего делать, кроме как интересоваться, что там происходит в какой-то Литве. Все знают, что в Америке сильны лоббисты евреев, которые всегда помогают друг другу и действуют как глобальная коллективная единица. Другими словами, ясно, что кто-то пришел к вышеупомянутому чиновнику, занимающемуся вопросами Холокоста, и попросил научить Литву хорошим манерам.
И, видимо, не случайно министр иностранных дел Линас Линкявичюс, комментируя действия гражданских активистов, которые снова повесили доску Норейке, предупредил: "Это действие снова привлечет внимание и, к сожалению, не с хорошей стороны покажет Литву. Точно навредит имиджу Литвы, однозначно будет осуждено всеми еврейскими организациями и Израилем, не сомневаюсь, что будет очень отрицательно оценено Соединенными Штатами".
Таи и произошло. И это серьезно. Одно дело, когда помощниками нацистов и бандитами Россия называет "лесных братьев" (можно оправдаться, что это московская пропаганда, с помощью которой пытаются принизить литовских "героев"), и совсем другое, когда то же самое утверждает чиновник США — литовского идеала.
Нужна альтернатива
Конечно, можно пытаться игнорировать неприятный урок истории от США, но слепота не решит проблему. Фактически активность литовских евреев обнажила то, что рано или поздно должно было проявиться: Литва, сделав героями тех, чья репутация во многих случаях не безупречна, шагнула на "минное поле", где ее собственная репутация уже "подорвалась" несколько раз просто потому, что невозможно сделать конфетку из не подходящего для этого материала.
В то же время, если постараться, в славной истории Литвы можно найти немало альтернатив для творчества в области национальной идентичности — князья Великого княжества Литовского (по мнению автора статьи, наилучший вариант), организаторы восстаний против царской России, подписанты Акта о независимости 1918 года. Более того, если сильно хочется, чтобы в соответствующей истории фигурировал элемент "борьбы с восточным агрессором и оккупантом", везде его можно найти.
Главное, что в этих случаях нет столько двусмысленности и негатива, как в мифе о "лесных воинах света". Почему для создания новой нации был выбран именно последний сюжет, непонятно (возможно, потому, что он простой, хорошо вписывается в контексте антироссийских тенденций наших дней, и предполагалось, что проблем не будет, а вот с сюжетами из глубокой истории нужно серьезно работать).
Подводя итог, можно утверждать, что разногласия в обществе по поводу доски Норейке и свастики у здания Еврейской общины являются лишь следствием "болезни". Бороться надо не с ними, а с причиной "болезни", медленно, но верно переходя к другому историческому дискурсу как основе формирования и укрепления национальной идентичности. К чему приводит выбор ложных героев, видно из горького украинского опыта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.