ВИЛЬНЮС, 22 сен – Sputnik. В вопросе интеграции России и Белоруссии литовское руководство беспокоит не экономический аспект, а возможная реализация полномасштабного Союзного государства. Об этом в интервью Sputnik Литва рассказал политолог, историк Армен Гаспарян.
По словам эксперта, заявления Вильнюса об "оккупации" – это идея фикс, которую власти страны подгоняют подо все, в том числе в ситуации с сотрудничеством Москвы и Минска.
"Вот сейчас на повестке дня экономическая, правовая интеграция России и Белоруссии. До этого была БелАЭС, до этого "гибридная война" на Украине. Какая тебе разница - тебе надо держать население в главной фобии: "они вернутся", - отметил он.
Гаспарян отметил, что Литва жила многие годы с тем, что Российская империя в любом ее проявлении закончилась, однако глубокая интеграции РФ и Белоруссии в глазах Вильнюса может означать первый шаг к ее восстановлению.
"Именно по этой причине они сейчас все орут, что это самое страшное, что может быть, нас снова придут "оккупируют". И я не понимаю, что значит - приближение границ? Есть Калининград. Эта граница далека? Между Россией и Белоруссией существует безвиз, существуют серьезные военно-политические, экономические и другие связи", - сказал политолог.
Также Гаспарян оценил заявление главы МИД Литвы Линаса Линкявичюса, который заявил, что страны Балтии не смогли договориться о бойкоте закупки электроэнергии с БелАЭС.
По мнению эксперта, у балтийских стран нет единой позиции ни в чем, кроме компенсации от России за годы "оккупации". В вопросе БелАЭС Литва, Латвия и Эстония имеют разные взгляды, несмотря на стремления Вильнюса призвать соседние страны к единству в этом вопросе.
"Было очевидно, что никакой единой позиции не получится. Теперь кто в этом виноват, опять белорусы? Они же на своей территории строят [БелАЭС], не где-то. Почему их должно интересовать мнение полоумного соседа. Я понимаю, если бы Литва была локомотивом ЕС, от которого бы что-то зависело в развитии, а от нее не зависит ничего, всем абсолютно плевать, что она там считает", - заявил он.
Отношения Литвы и Белоруссии изменились из-за строительства Белорусской АЭС в Гродненской области, в 50 километрах от Вильнюса. Балтийская республика придерживается позиции, что станция небезопасная, в частности выбранная под объект площадка.
Со стороны Литвы постоянно звучат упреки и обвинения в нарушении норм безопасности при строительстве БелАЭС. Однако в Минске неоднократно подчеркивали, что станция строится в соответствии с нормами безопасности, а международные эксперты уже подтвердили отсутствие рисков для соседних стран.
В конце прошлого года Россия и Белоруссия приняли решение создать рабочую группу по урегулированию проблемных вопросов и развитию экономической интеграции. К ноябрю планировалось разработать около 28 дорожных карт по интеграции, затем создать унифицированное законодательство, а уже с 2021 года запустить на единых правилах нефтегазовый, промышленный, сельскохозяйственный и транспортный рынки.
Литовский министр иностранных дел заявил, что Вильнюс с осторожностью воспринимает процесс интеграции РФ и Белоруссии и рассматривает его как возможное включение Минска "в сферу влияния" Москвы. Дипломат опасается, что таким образом Россия "приближается к границам" балтийской республики.
"Советская оккупация" в Прибалтике
Власти балтийских республик неоднократно заявляли, что их присоединение к СССР являлось следствием "оккупации". Литва, Латвия и Эстония постоянно борются с "последствиями оккупации" и требуют компенсацию "ущерба".
В Москве не раз объясняли, что присоединение балтийских государств в 1940 году не противоречило ни одному пункту международного права. Между сторонами не было военного конфликта, а местные власти не только не препятствовали вхождению советских войск на территории республик, но и выражали явное согласие.
На протяжении всего советского периода на территории Литвы, Латвии и Эстонии действовали национальные органы власти, а республики получали серьезные средства на развитие промышленности, инфраструктуры и социальной сферы.