В Вильнюсе подписано соглашение, в котором "закреплено стремление" создать в Литве американо-литовский военный штаб дивизионного уровня. В штабе Сухопутных сил Литвы этот документ подписали командующий литовской пехотой бригадный генерал Раймундас Вайкшнорас и заместитель командира 28-й пехотной дивизии Национальной гвардии штата Пенсильвания, бригадный генерал Марк Маккормак.
По словам представителей Вооруженных сил Литвы, это нужно для того, чтобы штаб мог осуществлять командование не только Сухопутными силами, но в случае необходимости и присоединенными к этим силам подразделениями союзников.
"Мы создаем штаб, который смог бы осуществлять командование единицами дивизионного уровня. Это важно не только в плане структуры Сухопутных сил ВС Литвы, но и в плане приписанных союзнических подразделений, командовать которыми нужно во время учений или конфликта", — заявил старший офицер по связям с общественностью Сухопутных сил, капитан Паулюс Бабилас.
Соглашение было подписано в рамках визита в Польшу и Литву губернатора штата Пенсильвания Тома Вульфа, которого тепло принимал президент Литвы Гитанас Науседа. В составе делегации из США и прибыли офицеры 28-й бригады Нацгвардии Пенсильвании, которая давно курирует литовские Сухопутные силы. Конкретно моторизованную бригаду "Железный волк" курирует 56-я бригада "Страйкер", а вновь создаваемую бригаду "Жемайтия" – 2-я пехотная бригада пенсильванской Нацгвардии.
Дело в том, что в составе самой Литовской армии никаких дивизий и в помине нет. До недавнего времени Сухопутные силы Литвы состояли из одной-единственной моторизованной бригады "Железный волк" четырехбатальонного состава (включая артиллерийский батальон) и четырех отрядов Добровольческих сил охраны края — соединения территориальной обороны, ориентированные на партизанскую войну.
После восстановления в Литве призывной армии в 2016 году началось формирование второй моторизованной бригады – "Жемайтия", полностью укомплектовать которую планируется к 2021 году. Пока обе бригады из-за этих пертурбаций выглядят урезанными, а призыв регулярно порождает больше скандалов, чем энтузиазма. А ведь в следующем году Литве участвовать в общенатовских учениях Defender 2020.
Сообщение о создании дивизионного штаба с помощью США появлялись еще весной этого года. Командующий литовскими Вооруженными силами генерал-лейтенант (в Литве это высшее воинское звание) Йонас Витаутас Жукас уже говорил о желании создать в республике дивизионный штаб, но признавался, что пока нет для этого соответствующей инфраструктуры. Военачальник уточнял, что, скорее всего, на территории Литвы будут расквартированы некоторые американские воинские части, но какие конкретно — не сказал просто потому, что сам на тот момент не знал.
Непонятно это и сейчас.
Примечательно, что курировать литовскую армию назначили Нацгвардию Пенсильвании, а не какое-либо штатное подразделение Министерства обороны США. При всем уважении к Нацгвардии, но это не профессиональное военное подразделение, предназначенное для ведения современного пехотного боя. Возможно, это несколько ближе литовцам, чем настоящая боевая единица, но все равно как-то унизительно.
Кроме того, пенсильванскую Нацгвардию именно что назначили курировать литовцев — добровольно они не вызывались. У губернатора Тома Вульфа большого энтузиазма все это не вызывает в основном по финансовым соображениям, но не только. В Пенсильвании велика роль еврейского лобби, даже сейчас губернатор Вульф привез в Варшаву мезузу "Древо Жизни", которую передал полякам в память о Холокосте. И процесс героизации литовских пособников нацизма понимания в штате Пенсильвания вызывать не может. Тем не менее раз приказали — надо выполнять, хотя предварительный договор в Вильнюсе подписывал даже не командующий 28-й дивизией Нацгвардии, а его заместитель.
Создание дивизионного штаба на территории Литвы привлечет дополнительное внимание со стороны НАТО. Аналогичный американский дивизионный штаб находится в Польше, в городе Эльблонг, относительно недалеко от литовско-российской границы. В Польше расположено еще несколько американских командных пунктов и систем, в результате чего страна превратилась в ключевой опорный пункт армии США, превысивший по значимости старую инфраструктуру НАТО в Германии. Традиционное соперничество Польши и Литвы — весомый фактор. Потому Вильнюс так переживает за новый военный проект и так радуется его теоретическому воплощению.
С чисто военной точки зрения сейчас довольно сложно оценить, какой эффект даст создание этой структуры на территории Литвы, тем более под эгидой Нацгвардии США, а не Минобороны или НАТО. Предполагается, что дивизионный штаб должен организовать взаимодействие с подразделениями США в том случае, если их численность и структура достигнут дивизионного уровня. Возможно такое только в случае военных действий, когда американские войска вступят на территорию Литвы. Отрабатывать такую координацию предполагается на совместных учениях наподобие тех, что планируется провести в следующем году.
Согласно позиции литовских генералов, это "первый реальный шаг в военной поддержке США Литвы". До этого за безопасность Литвы отвечали по ротации различные страны НАТО. Но сейчас никакого альянса в договоре о создании дивизионного штаба нет. Нацгвардия США к системе НАТО не привязана, и с Брюсселем этот вопрос никак не согласовывали и, похоже, даже не обсуждали. Так что непонятно, каким боком новый дивизионный штаб будет привязан к "общеевропейской системе безопасности", за которую так ратуют Макрон и Меркель.
Аналогичный штаб в польском Эльблонге, как и другие американские управленческие структуры в Польше, также функционируют в отрыве от НАТО, обеспечивая только американскую военную инфраструктуру в Восточной Европе. Это раздражает Париж и Берлин и дает им дополнительные аргументы для разговоров о создании самостоятельной "европейской армии" в противовес американскому доминированию.
Вильнюс же, как и Варшава, в этом вопросе скорее готов ориентироваться на США. При этом они буквально вырывают друг у друга из рук пресловутые американские "каштаны из огня". И уже неважно, что чисто с технической стороны Литва не готова создавать у себя такого рода крупные военно-административные структуры. Главное — начать. Пусть с Нацгвардии. Пусть только с договора о намерениях, который подписывает с американской стороны безвестный замкомандира провинциальной дивизии.
И о себе заявили, и полякам досадили. Большой прорыв в литовско-американском военном сотрудничестве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.