Две стороны памятной таблички: как поступок мэра Вильнюса расколол Литву

По указанию мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса в субботу вечером была снята мемориальная табличка, посвященная одному из божков литовского национализма — Йонасу Норейке (Генералу Ветра). Пока некоторые поддерживают такие действия властей, другие твердят, что, мол, и здесь кроется "рука Кремля". А что происходит на самом деле?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Между нацизмом и коммунизмом — знак равенства?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с того, что влияние России здесь усмотрели именно наши крайне правые "патриоты". О том, что Шимашюс действовал в рамках кремлевской политики, конкретно заявил Лайсвунас Шопаускас, один из членов Pro patria, националистической группы профессора Витаутаса Раджвиласа. По его словам, действия либерального Шимашюса практически разрушают основы нынешней государственности Литвы (это называется "политика истории") и тем самым почти ничем не отличаются от позиции так называемых ватников, то есть литовцев, не страдающих русофобией и антисоветчиной.

Мэр Вильнюса объяснил, почему решил снять табличку Норейке

Однако такая оценка весьма сомнительна. Да, Шимашюс снял мемориальную доску Норейке. Да, Шимашюс инициировал смену названия аллеи Казиса Шкирпы. Оба решения он мотивировал тем, что и один, и второй во время Второй мировой войны сотрудничали с нацистами. И это факт. Но в то же время Шимашюс намерен убрать памятник классику литературы Пятрасу Цвирке. Почему? А потому, что Шимашюс придерживается (нашей официальной) позиции, что, мол, нацизм и коммунизм, Третий рейх и Советский Союз — равнозначные вещи. Другими словами, абсолютное и недопустимое зло.

В то время другие, начиная с СО-ХДЛ Габриэлюса Ландсбергиса и заканчивая нашими националистами, упомянутыми выше (от "интеллектуально" выглядящих раджвилистов до простых неонацистов), думают иначе. Большинство из них, конечно, публично не назовут нацизм добром. Однако будут придерживаться позиции, что это было или, по крайней мере, "могло казаться" меньшим злом, чем вступление Литвы в "тоталитарный, сталинский" СССР в 1940-х годах. А поэтому действия Норейки должным образом оправдываются. Если не полностью, то хотя бы частично.

Именно такое объяснение устоялось в Литве в течение трех последних десятилетий и поэтому стало обычным. Оно идеально подходит для "внутреннего потребителя" и, как показывает целенаправленно формулируемое мнение, — работает. Но за границей, даже в том же ЕС — такая позиция может усугубить ситуацию, создавая не самый благоприятный имидж Литвы. Неужели либерально-толерантная Европа — место для убийц евреев и фашистских националистов? По крайней мере, нынешние лидеры ЕС определенно скажут "нет".

Идеологическая деградация: националисты против либералов

Президент Литвы отреагировал на снятие памятной доски Норейке в Вильнюсе
Ровно то же самое говорит Шимашюс и его сторонники. В этом отношении они представляют ту часть литовской верхушки, которая вместо классического национализма, который преобладал у нас в 1990-х годах, предпочитает более космополитическую идеологию либерализма, ориентированную на мягкое и пушистое, "радужное" видение ЕС. Таким образом, они оказываются в каком-то противостоянии с лагерем консерваторов и националистов, придерживающихся "старой доброй" линии.

Казалось бы, разногласия велики, даже огромны. Но все не так, как кажется. В конце концов, существует очень важный консенсус, в основе которого лежат антисоветизм и русофобия. Вот Шимашюс, как уже упоминалось, также намерен убрать памятник Цвирке. Конечно, консерваторы и националисты разделяют его мнение. Разница только в том, что пока один лагерь оправдывает Норейку тем, что нацизм — это якобы "меньшее зло", другой последовательно придерживается принципа приравнивания нацизма к коммунизму. Так и раскрывается идеологическая борьба между националистами и либералами, что тоже означает определенную борьбу внутри политической элиты Литвы.

Послевоенная борьба — продолжение Второй мировой войны

Конечно, разговоры националистов о "руке Кремля" равнозначны бреду. Но когда дело доходит до "политики истории" — упреки националистов в адрес либералов имеют определенное рациональное зерно. Самосознание современной Литвы основывается на антисоветизме и русофобии как на заведомо установленной точке зрения. Без мифологии о "советской оккупации" и культа послевоенных "лесных братьев" от так называемой истории Литвы 20 века не останется ничего, только пустая оболочка.

Дюков: слова Науседы о "стирании исторической памяти" неадекватны

В этом отношении осуждение Норейки проблематично. Националисты его оправдывают, несмотря на сотрудничество последнего с нацистами. Либералы за это его осуждают, но в то же время не хотят замечать, что в конкретном историческом контексте того времени (то есть 1941-1945) между симпатиями гитлеризму и противостоянием Советскому Союзу, его строю и идеологии существовала абсолютно реальная, прямая связь. Поэтому помощь Генерала Ветра и других послевоенных антисоветских подпольных деятелей гитлеровцам не была случайной. Наоборот, даже закономерной, потому что то, что происходило в Литве после войны, было своего рода "продолжением" Второй мировой, в котором "лесные братья" переняли эстафету нацистского рейха. А поскольку у нас их почитают, получается, что у нас существует своего рода (хотя и не полностью открытый) культ нацистских преступников.

Однако если признать это, то у нас останется только два варианта. Первый — начать открыто защищать нацизм. С одной стороны, даже большинство националистов не решаются этого делать. С другой — даже с их точки зрения это было бы абсурдом, с учетом того, какая судьба была уготовлена гитлеровцами для литовцев... Второй — окончательно отказаться от культа послевоенных "лесных братьев", а вместе с ним — от искажающего реальность подхода, приравнивающего коммунизм к нацизму.

Литва — "государство, основанное на лжи"

Только второй вариант позволил бы литовцам трезво и объективно оценить историю 20 века и свое место в ней. Но такой вариант, каким бы правильным он ни был, просто разрушил бы сами основы национального и государственного самосознания сегодняшней Литвы. Конечно, ни Шимашюс, ни его компания ничего подобного делать не собираются. Они только стремятся избавиться от Норейки и других ярких, неоспоримых сторонников нацистов. А остальное — оставить как есть.

Все же так и расшатываются идеологические основы царящего культа, а вместе с ним и существующий государственный порядок. Именно здесь и правы националисты. Единственная проблема в том, что литовское государство, как заявил левый публицист Повилас Масилионис, это государство, основанное на лжи. Стоит ли защищать такую основу? Оправданно ли это? Это фундаментальные вопросы, на которые должен ответить каждый литовец и гражданин Литвы. Об этом пусть подумает сам читатель.

Две стороны памятной таблички: как поступок мэра Вильнюса расколол Литву

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.