Треугольник Карбаускиса: в литовской политике намечается новая интрига

В литовской политике формируется треугольник отношений между главой правящей "крестьянской" партии, премьер-министром и новым президентом. Центральная фигура в нем — Рамунас Карбаускис. Каким может быть его план?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Может сложиться впечатление, что Карбаускис — безответственный и непредсказуемый политик, который не знает, что творит, и поссорился со всеми, потому что не терпит иного мнения. Ему действительно свойственен определенный авторитаризм и авантюризм, но нельзя сказать, что он не смотрит в будущее. В данном контексте остается только понять, какой может быть его стратегия на данный момент.

Лучше вместе, чем врозь

Дагис против Ландсбергиса, или От чего "отмываются" литовские консерваторы
Отношения Карбаускиса с премьер-министром Саулюсом Сквернялисом не очень хорошие. Последний открыто заявил, что партия "крестьян" должна измениться и что он не станет голосовать за отставку спикера Сейма Виктораса Пранцкетиса. Но они и не настолько плохи, как отношения Карбаускиса с Пранцкетисом, который агрессивно обвиняет лидера "крестьян" в диктатуре.

В этом контексте важно то, что, сохранив пост председателя партии, Карбаускис добивается выхода Пранцкетиса из ее рядов, а Сквернялис остался во главе правительства. Значит, лидер "крестьян" не хочет с ним прощаться, а премьер-министр передумал подавать в отставку. Почему?

Вероятно, Карбаускис решил, что будет лучше пойти на следующие парламентские выборы со Сквернялисом, чем без него, и что ему удастся убедить премьер-министра смириться с тем, что есть, и разобраться с оппозицией внутри партии. Другими словами, возможно, Карбаускис стремится удержать Сквернялиса около себя как можно дольше, чтобы у того не хватило времени на реализацию своего партийного проекта, тогда он либо выйдет из политической игры до парламентских выборов, либо продолжит ее в тандеме.

Вопрос — почему Сквернялис решил продолжать возглавлять правительство? Возможно, он посчитал, что серьезных оснований для создания новой политической силы, которую он мог бы повести на парламентские выборы, нет, и создать ее будет сложно — поэтому лучше иметь синицу в руке, чем уйти в никуда и потерять политический капитал, который помогла собрать и может помочь увеличить работа премьер-министром. Как говорится, не спеши и будешь первым.

Важный нюанс — работая премьер-министром, Сквернялис вместе со своими товарищами может начать последовательно готовить запасной "партийный аэродром", чтобы в нужный момент можно было с него "улететь". Но вряд ли Карбаускис этого не заметит и будет сидеть сложа руки.

Короче говоря, сегодня и глава "крестьян", и глава правительства, похоже, решили успокоиться и сыграть в более долгую игру, которая может закончиться как их разводом, так и продолжением брака по расчету. Каким бы ни был их выбор, приемлемой альтернативы может и не найтись. И только Пранцкетис, похоже, твердыми шагами идет в политическое забвение.

Медовый месяц с президентом

А что Карбаускис подготовил для президентуры? Учитывая разговоры о том, что Гитанас Науседа является неофициальным кандидатом от консерваторов, можно было ожидать немедленного конфликта между ним и "крестьянами" — если не из-за премьера, то из-за министров. Однако Карбаускис начал говорить о конструктивном сотрудничестве с новым президентом.

Новая коалиция: "крестьяне" пытаются дожить до выборов в Сейм Литвы

Первым испытанием дружбы стала судьба министра обороны Раймундаса Кароблиса: глава государства дал понять, что он должен остаться, но лидер правящей партии мог сказать, что в коалиционном соглашении написано другое. Мог, но не сказал, позволив Науседе продемонстрировать свою неформальную власть и утвердить авторитет (партия "Порядок и справедливость" примирилась с такой жертвой, вероятно, за счет какого-то другого министерства плюс потому, что хочет быть у власти и сотрудничать с "крестьянами" в долгосрочной перспективе).

Какова цель такого дружелюбия Карбаускиса? Предположительно, до выборов в Сейм он хочет нейтрального президента, который не станет поддерживать правых. Возможно, на это он надеется и потому, что видит: консерваторы — по крайней мере, пока — не могут похвастаться контролем над Науседой. Соответственно, есть шанс перехватить инициативу.

Вопрос — сколько власти захочет новый президент и на какие скидки готов Карбаускис? Может ли кто-нибудь гарантировать, что после Кароблиса Науседа не потребует чего-нибудь еще, а затем еще? Иными словами, настоящий медовый месяц для "крестьян" и главы государства может скоро закончиться. Или нет. Более уверенные выводы можно будет делать, увидев, как Сейм и президент станут решать другие важные, прежде всего социально-экономические, вопросы.

В то же время отношения премьер-министра с Науседой не совсем понятны — ни мир, ни война. Возможно, Сквернялис надеется выглядеть лучше в борьбе Карбаускиса с президентом, поддерживая то одного, то другого.

Подводя итог, можно сказать, что игра в треугольнике Сейм — правительство — президентура только начинается и, что самое интересное, ее исход непредсказуем, поскольку будет зависеть от политической конъюнктуры. Главная интрига — что будет в кармане у Рамунаса Карбаускиса перед парламентскими выборами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.