Дагис против СО-ХДЛ и либеральность
Хотя в литовской политике подобные "разводы" происходят из-за того, что не удалось поделить власть или теплые места, в случае с Дагисом можно говорить об идейных мотивах, ставших для последнего определяющими. По словам Дагиса, партия "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы", находящаяся под руководством Габриэлюса Ландсбергиса, продолжает отклоняться от положений, заявленных в ее программе.
Созданная в конце 2008 года СО-ХДЛ, объединив бывших консерваторов, "крикдемов" (Христианско-демократическая партия Литвы) и часть "таутининков" ("Союз литовских националистов"), сразу обозначила себя как партия, исповедующая "христианские" и "национальные" ценности. Однако когда в 2015 году председателем партии стал Габриэлюс Ландсбергис, по словам Дагиса, указанные положения сменил либерализм. Например, СО-ХДЛ официально поддерживает печально известную Стамбульскую конвенцию. А в этом году бывшая кандидат в президенты от консерваторов Ингрида Шимоните абсолютно открыто выступила за легализацию гомосексуальных партнерств, от которых до так называемых однополых браков — один шаг.
Дагис не без причин указал, что при Ландсбергисе происходит системная либерализация СО-ХДЛ, которая также включает избавление от тех, кто с ней не согласен. А это — и вышеупомянутая "чистка", о которой впервые публично заявила заместитель Ландсбергиса Моника Навицкене, приветствуя еще до ухода Дагиса из партии начатые против него действия партийных органов. Короче говоря, СО-ХДЛ, который, по сути, пошел по пути либерализма, избавляется от тех, кто искренне придерживается ценностей, связанных с консерватизмом.
Появляется новая политическая сила?
Однако с выходом из СО-ХДЛ Дагис не оставляет политическую деятельность. Для него это начало нового этапа, который, по его словам, связан с растущим христианско-национальным движением, охватывающим целый спектр людей и групп. Главные из них — группа Арвидаса Юозайтиса и "таутининков", которая проявила себя во время президентских выборов 2019 года и "Вильнюсского форума", и компания профессора Вильнюсского университета Витаутаса Раджвиласа под названием Pro patria. Вместе с ними — часть бывших (или еще оставшихся) "крикдемов" СО-ХДЛ, чьи идейные установки, несмотря на частичные разногласия, в основном соответствуют установкам самого Дагиса.
По сути, это позиция так называемого правого популизма, возникшего в Европе, которая на государственном уровне, вероятно, наиболее выраженно представлена в правительствах Венгрии и Польши. Именно критический взгляд на федерализацию ЕС, массовую миграцию и крайний западный либерализм 21 века (в том числе ЛГБТ и принудительную культуру "толерантности") отличает этих "жестких" правых от партий наподобие СО-ХДЛ. Более того, вопреки экономическому либерализму СО-ХДЛ, Дагис делает особый акцент на так называемом государстве всеобщего благосостояния или модели регулируемого капитализма, которую недавно в ходе предвыборной кампании озвучил избранный президент Гитанас Науседа.
Витаутас Синица, один из лидеров группы Раджвиласа, который выступал на июньском собрании СО-ХДЛ, не скрывал своих амбиций по созданию новой политической силы, основанной на вышеуказанных положениях. И хотя статус Дагиса в этом зреющем проекте еще не ясен, его сотрудничество не исключено. Но даже разногласия и конфликты между единомышленниками (например, между Юозайтисом и Раджвиласом) оставляют место для многих вопросов.
Общий знаменатель — русофобия
Однако, несмотря на принципиальный разрыв между Дагисом с Ландсбергисом, русофобия для них, как и для многих других политических деятелей Литвы, является общим знаменателем. Например, даже заявления Дагиса против руководства СО-ХДЛ содержат соображения о предполагаемой "российской угрозе". Движения Юозайтиса и Раджвиласа, упомянутые выше, не являются исключением. И те и другие, несмотря на разногласия по ряду культурно-политических и даже социальных вопросов, в конечном итоге поют хором, как только речь заходит о геополитической ориентации Литвы или, например, об оценке советского прошлого.
В этом смысле у нас та же девушка, только в другом платье. А поскольку на международной арене именно Россия является самым ярким критиком так называемых либеральных западных ценностей, которые так скептически оценивают Дагис и компания, подобная позиция является несколько парадоксальной (например, проповедующий подобные взгляды "Французский национальный фронт" вместе с Мари Ле Пен выступает за развитие конструктивных отношений с Россией). Но в то же время, учитывая не менее русофобские взгляды правящей партии Польши, это характерно для нашего региона, в котором доминирует политика, ориентированная именно на имперские интересы США.
Значение "чистки" консерваторов
Так или иначе, Дагис выступил против Ландсбергиса, а за этим последует раскол в рядах СО-ХДЛ, хотя и не самый значительный, но важный как определенный вклад в формирование правой националистической политической силы в Литве. Без сомнения, с учетом взгляда на международные отношения Дагиса и других представителей этого лагеря,— кто знает, каких антисистемных идей стоит ожидать. Можно не сомневаться, что даже в случае успеха такая политическая сила сможет надежно залечь в кармане американцев.
С другой стороны, конфликт Дагиса с руководством СО-ХДЛ демонстрирует очень важную тенденцию политической жизни Литвы. Например, сам Дагис справедливо отметил, что СО-ХДЛ, как и большинство литовских партий, вовсе не заинтересован в верности каким-либо идейным установкам. Для них все является только прагматичными играми за посты во власти. Поэтому растет безыдейность и отсутствие принципов, что участники системной политики воспринимают как простую практичность.
Это идеологическое банкротство, как бы странно (потому что парадоксально) это ни звучало, вполне соответствует господствующей идеологии крайнего либерализма. Той самой идеологии, в соответствии с которой наивысшая ценность — отсутствие ценностей и восхваление этого вакуума как так называемой толерантности. Идеология, жертвой которой Дагис и стал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.