Кому кнут, а кому пряник? Чем покорит новый президент сердца жителей Литвы

Накануне инаугурации Гитанаса Науседы в СМИ поступили первые сообщения из будущей администрации главы государства. В них — распорядок мероприятий по приведению к присяге нового главы государства и некоторые цитаты из первой публичной речи Науседы в ранге президента
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Приближается знаменательный день в новейшей истории Литвы: 12 июля ее президентом станет Гитанас Науседа. В своем первом обращении к литовскому народу новый лидер страны обозначит перспективы работы и призовет литовцев сплотиться в деле создания государства "всеобщего благосостояния". Удастся ли Науседе сплотить литовский народ и восстановить реноме Литвы на международной арене? Вопрос времени.

Наследство

В Литве раскрыли детали инаугурации президента
Гитанас Науседа принимает государство от Дали Грибаускайте не в лучшем состоянии. По основным экономическим показателям Литва в аутсайдерах Евросоюза. Треть населения — за чертой бедности. А больше половины — между минимальной (430 евро) и средней (около 900 евро) зарплатами. И это в то время, когда цены в литовских магазинах уже выше среднеевропейских.

Флагман литовской промышленности — концерн Achema Group еле-еле сводит концы с концами из-за любимого проекта Дали Грибаускайте — терминала СПГ Independence. А крупнейший цементный завод Akmenes cementas уже третий год работает с убытками.

Зато Литва в лидерах НАТО по расходам на вооружение. В этом году впервые будет выполнен, как пообещал премьер Саулюс Сквернялис, основной показатель — два процента ВВП на нужды армии. Только на покупку вертолетов двойного назначения в ближайшее время планируется потратить 300 миллионов евро, в то время как на скромное повышение минимальной зарплаты с 1 января 2020 года — лишь 17 миллионов. И все это тоже благодаря предшественнице Науседы — "железной" Дали Грибаускайте, которая на фото в мировых СМИ часто мелькает с саблей или винтовкой М-14 в руках.

Продолжит ли новый президент милитаристскую истерию предшественницы? Еще один вопрос, на который хотелось бы услышать четкий ответ в первом обращении к народу. А то, помнится, Даля Грибаускайте тоже в начале правления много чего обещала… И народ накормить, и с соседями дружно жить.

Соседей не выбирают

Еще госпожа Грибаускайте оставляет своему сменщику всех соседей, с которыми успела разругаться за десятилетие правления. Оставила Литве лишь единственную подругу — Украину. Ради ее процветания и патронов "в подарок" не жалко.

Интересно, расскажет ли Гитанас Науседа в первом послании народу, как собирается восстанавливать добрососедские отношения с Россией, Белоруссией, Латвией? Пока известно лишь, что первый государственный визит в новой должности Науседа совершит в Варшаву, с которой Вильнюс заставили снова "подружиться" из… Белого дома.

Диктатура Грибаускайте

Литовских врачей возмутила кандидатура личного доктора Науседы
А еще хотелось бы услышать из уст господина Науседы, как он собирается выстраивать отношения президентской администрации с Сеймом и правительством. Каким партиям и общественным организациям будет благоволить, а каких — гнобить? По Конституции Литвы глава государства должен соблюдать нейтралитет, но на деле оказалось, что той же Дале Поликарповне нравились лишь две политические силы — консерваторы и либералы. Все, что они ни делали, принималось в президентском дворце на ура. А если у власти находились другие политические силы, то Грибаускайте лупила их кнутом. И никаких тебе пряников!

И еще очень интересует будущее спецслужб, прокуратуры и судов. За годы правления Даля Грибаускайте на ключевые посты там расставила безмерно преданных лично ей и "партии Дедуле" (Витаутаса Ландсбергиса. — Sputnik) людей. А судебную власть, независимую по Конституции, почти полностью подчинила администрации президента. В стране установилась "демократическая диктатура" Ее Превосходительства. Будут ли ставленники Грибаускайте также преданно служить Гитанасу Науседе или все же Конституции и закону?

На эти и другие каверзные вопросы очень хотелось бы услышать ответы, пусть не в первой тронной речи Науседы, но хотя бы в первых его указах и распоряжениях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.