В нашей стране на такой эксперимент решился вместе с другими артистами Арунас Валинскас. Созданная им Партия национального возрождения показала очень хорошие результаты на парламентских выборах, стала частью правящей коалиции, а сам Валинскас даже получил пост председателя Сейма. Однако в конечном итоге этот политический проект провалился.
Значит ли это, что Зеленского ждет аналогичная судьба? Может быть. Однако эти два случая имеют как сильное сходство, так и существенные различия, и поэтому на Украине все может быть по-другому (прежде всего из-за внешнего фактора).
Народные кандидаты?
Сначала о сходстве. Можно утверждать, что как в Литве, так и на Украине представители бизнеса развлечений потрясли политическую сцену, потому что общество хотело перемен и новых лиц.
В такой ситуации ими могут стать уже действующие политики, которые до этого оставались в тени традиционных политических сил, или люди из "народа" без какого-либо политического опыта и шлейфа. Зеленский и Валинскас — как раз второй вариант.
Однако дальше возникает вопрос: "Эти народные кандидаты появились сами по себе или это просто чей-то план?" И тогда картина уже не такая красивая, как раньше.
В то время, когда в политику шагнул Валинскас, правые Литвы столкнулись с серьезным — в некотором смысле антисистемным — вызовом в образе левоцентристской Партии труда (Виктор Успасских) и партии "Порядок и справедливость" (Роландас Паксас). Интересное совпадение — после выборов Партия национального возрождения вошла в состав правящей коалиции правых, а затем просто "растворилась" в ней, и на посту спикера Сейма Валинскаса сменила… консерватор Ирена Дягутене.
В этом контексте даже неважно, намеренно ли Партия национального возрождения превратилась в инструмент борьбы с конкурентами правых или же ею воспользовались "по-темному". Важно, что это, скорее всего, не было стихийным выражением социального протеста.
Короче говоря, как для Валинскаса в Литве, так и для Зеленского на Украине успех на выборах является результатом общественного спроса на перемены, но, скорее всего, он не естественный, а срежиссированный (контролируемый). Следующий вопрос: "Будет ли политическая судьба Зеленского такой же, как у Валинскаса?"
Французский сценарий?
Партия национального возрождения в долгосрочной перспективе не была нужна ее возможным кураторам — голоса отобрали, спасибо, дальше мы сами. Зеленского, вероятно, проталкивают во власть не для того, чтобы через год он отступил или был отстранен от власти, и в этом случае хочется вспомнить пример Франции. Там из ниоткуда (а на самом деле имея серьезный тыл) появился Эмманюэль Макрон, который после победы на президентских выборах со своей партией победил и на парламентских.
Следует отметить, что если на Западе создается какая-либо эффективная политическая технология (например, механизм "цветной" революции), то она более или менее одинаково применяется везде, где это необходимо. Другими словами, вероятно, после сокрушительной победы над Порошенко на выборах президента Зеленский со своей партией сможет победить и на выборах в Раду и тем самым консолидирует власть в одних руках. Дальше уже не очень важно, будут ли западные кураторы управлять Украиной через него или через ими избранного премьер-министра (шанс, что комик будет самостоятельным президентом, — минимальный).
Короче говоря, американские стратеги с новым "подчиненным", очевидно, надеются на благоприятную ситуацию для себя как минимум до начала следующего избирательного цикла. Однако во Франции тот же Макрон неожиданно столкнулся с протестом "желтых жилетов", за которыми могут стоять иностранные силы, недовольные его федералистской европейской политикой.
Другими словами, если случай с Валинскасом был чисто национальным, то в украинской игре сталкиваются международные интересы Запада и России, которая является неотъемлемой частью украинской политики (что, помимо прочего, продемонстрировал визит Юрия Бойко в Москву) и которая, например, в вышеупомянутой Молдавии уже смешала карты представителям Запада.
Макрон пока держится. Зеленского еще ждет веселая жизнь, и далеко не факт, что финал этого политического сериала будет для него успешным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.