Шапокляк в литовской политике
Между Вильнюсом и Варшавой 11 лет назад отношения были, мягко говоря, не теплые. Правящая элита, как старушка Шапокляк из мультфильма про Чебурашку, решила сотворить мелкую пакость и подсунуть свинью польскому концерну PKN Orlen. Без предупреждения, аки тать в ночи, она дала команду разобрать железнодорожную ветку из литовского Мажейкяя в латвийский Реньге. Недешевые работы, само собой, оплатили из кармана налогоплательщиков через государственную компанию Lietuvos gelezinkeliai.
Топливо, производимое на Мажейкяйском НПЗ, в Латвию стали возить автотранспортом, что, естественно, намного дороже доставки по железной дороге. В проигрыше оказались не только поляки, которые в свое время поддались на уговоры литовцев и купили нефтеконцерн у обанкротившегося "Юкоса", но и латвийцы. Экономические показатели Orlen Lietuva (название Мажейкяйского НПЗ после покупки. — Sputnik) соответственно снизились, а расходы на топливо соседей-латвийцев увеличились. Литовскому же бюджету все это тоже стоило денег, потраченных на разбор железнодорожной ветки. В общем, все в убытке. Зато потешили душу закулисных правителей Литвы.
"Строгий выговор" из брюссельского обкома
И все бы сошло тем правителям с рук, если бы Литва была истинно независимым государством, как и обещали те правители своим согражданам в 1991 году. Но в 2004 году ее угораздило вступить в ЕС и НАТО, а там "правила независимости" автоматически отменяются.
На жалобу Латвии о разобранных рельсах в Еврокомиссии хоть и с задержкой, но отреагировали жестко. Литву оштрафовали на 28 миллионов евро и приказали до конца 2019 года восстановить 19-километровый участок железнодорожного полотна. А это еще плюс около десяти миллионов евро.
Подсчитали, во сколько обошлись подленькие шалости правителей Литвы? Уже почти 40 миллионов евро. Подсчитать упущенную выгоду от десятилетнего отсутствия железнодорожного сообщения между двумя государствами — членами ЕС не представляется возможным. О размере ущерба косвенно можно судить по размеру претензий "Латвийских железных дорог" к Lietuvos gelezinkeliai по поводу восстановления того же участка путей. А там уже фигурирует сумма в 80 миллионов евро! Ну что, подсчитали? За сотню миллионов евро вся эта афера уже перевалила.
Политики рулят экономикой
А тут еще в сугубо экономические дела, по давно укоренившейся в Литве традиции, вмешалась политика. Оказывается, что конкурс на восстановительные работы выиграла компания Vitras-S, контролируемая эстонской группой ж/д услуг Skinest Rail, которая с января 2017 года значится в списке участников конкурсов НАТО. И все бы хорошо, но директором и крупным акционером победителя конкурса является человек с русской (!) фамилией. А что гласит новая доктрина национальной безопасности Литвы? "Ни цента России — террористическому, по словам президента Грибаускайте, государству!"
Правительство ломает голову — что делать? Как изменить недавно им же утвержденный порядок "проверки стратегических сделок"? Плавятся мозги у министров, мозоли на пальцах от клавиатуры у их помощников, кабмин гудит как разворошенный улей. А это все тоже деньги налогоплательщиков.
Кто виноват? Что делать?
Вот и получается, что, казалось бы, мелкая шалость-подлость правителей в 2008 году обернулась для всей страны более чем стомиллионным убытком. И кто за это все ответит?
Найти шалунов не сложно. Надо только захотеть. Кто-то ведь отдавал приказание рядовым работникам на разбор железнодорожных путей? Есть наверняка и письменный приказ со сметой работ. Чья подпись на приказе? Вызвать этого Ляпкина-Тяпкина в прокуратуру, допросить с пристрастием, и он укажет пальцем на того чиновника или политика, который устно надоумил его разобрать рельсы. Да еще, видимо, премию за оперативность пообещал. Такое расследование может провести даже практикант Министерства юстиции.
Не сложно провести подобные расследования и по не менее ущербным для Литвы аферам в новейшей истории. Таким как продажа того же нефтеконцерна Mažeikių nafta американскому Williams, закрытие Игналинской АЭС, покупка ТСПГ Independence… Не говоря уже о делах помельче.
Но кому это надо? У народа — память короткая. За четыре года он успевает забыть, что ему обещали даже перед прошлыми выборами, не говоря уже о событиях десятилетней давности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.