Итого за пост главы литовского государства поборются более десяти кандидатов. Сколько их будет внесено в бюллетень для голосования? Об этом станет известно после сбора 20 тысяч подписей за каждого и внесения денежного залога.
Выборы президента Литвы — это больше, чем олимпиада. Проводятся раз в пять лет, а количество участников этого марафона исчисляется миллионами жителей Литвы.
Статья 78-я Конституции Литвы гласит: "Президентом Республики может избираться гражданин Литвы по происхождению, проживающий в течение не менее трех последних лет в Литве, если ему до дня выборов исполнилось не менее сорока лет и если он может избираться членом Сейма. Президент Республики избирается гражданами Литовской Республики сроком на пять лет на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо Президентом Республики может избираться не более двух раз подряд".
"Любая кухарка может управлять государством"
Получается, что потенциально главой государства может стать "любая кухарка", которая, по словам вождя большевиков Ленина, "может управлять государством". На деле же все немного иначе. Лозунг о кухарке придуман для того, чтобы заморочить голову простому обывателю-люмпену, заставить его поверить в истинные "свободу и равенство". Для этого периодически дают ему в руки ручку или карандаш, которыми народ-избиратель малюет крестик или галочку в бюллетене для голосования. Как бы выбирает себе слуг.
А дальше — подсчет этого так называемого волеизъявления народного. И вот тут сразу вспоминается фраза, сказанная Наполеоном III, которую еще часто приписывают Иосифу Сталину. Звучит она так: "Не важно, как голосуют, важно, как считают". А вот считать голоса избирателей будут как раз те, кто обладает реальной властью в стране. И не обязательно это будут те, кто громче всех на всенародном вече выкрикнет имя будущего правителя государства.
Сегодня судьба президентских "скипетра и короны" решается в тихих кабинетах политических партий, которые можно сравнить с масонскими ложами. В них — строгая иерархия со своими серыми кардиналами от крупного капитала. И не всегда даже номинальный лидер партии бывает свободен в своих словах и действиях.
Назначенцы из Белого дома
В постсоветской Литве все и того проще. Еще выборы первого президента Литвы в 1993 году, на волне эйфории от обретенной независимости, можно было считать достаточно свободными. Но уже к 1998 году литовская свобода почила в Бозе.
Из Вашингтона прислали смотрящего — Валдаса Адамкуса. Придумали и красивую легенду о тапочках, которые он специально оставил под кроватью, когда драпал на Запад с отступающими фашистами. Мол, в тех тапочках все годы "советской оккупации" находилась душа Адамкуса, а в США было лишь физическое тело.
На этом основании гражданина США Валдаса Адамкуса нарекли новым президентом Литвы. А чтобы никто не сомневался — предъявили данные компьютера Главной избирательной комиссии. Помните про то, "кто считает"? Финт с зависающим компьютером помог Адамкусу и во второй раз стать президентом, в 2004 году.
Компьютер ГИК объявит имя нового президента
Часто ломающийся компьютер Главной избирательной комиссии стал притчей во языцех в Литве. Ломался он и во время последних парламентских выборов осенью 2016 года. Как поведет он себя в мае? Это предсказать не могут даже ясновидящие.
ГИК 18 февраля завершила регистрацию кандидатов в президенты Литвы. На старт четвертьфинального забега вышли 15 человек. В полуфинал, который состоится 12 мая, выйдут только те, кто на этапе четвертьфинала сумеет до 28 марта заручиться 20 тысячами подписей избирателей и внесет денежный залог.
Финал назначен на 26 мая. В нем примут участие лишь двое самых сильных из утвержденного списка.
Список четвертьфиналистов: депутаты Сейма Литвы Пятрас Гражулис, Наглис Путейкис, Миндаугас Пуйдокас, Ингрида Шимоните, европарламентарии — Вальдемар Томашевский, Пятрас Ауштрявичюс и Валентинас Мазуронис, еврокомиссар Витянис Повилас Андрюкайтис, премьер-министр Саулюс Сквернялис, экономист Гитанас Науседа, философ Арвидас Юозайтис, Альфонсас Буте, Витас Гудишкис, Казимерас Юрайтис и Томас Шимайтис.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.