Порошенко упорно пытается управлять церквями, будто желает стать не только политическим, но и духовным лидером. Почему глава светского государства претендует на эту роль, какие религиозные мотивы движут им в политической жизни, к какой общине он принадлежит и верит ли в Бога — в материале Александра Филиппова для РИА Новости.
Независимость как разменная карта
Предстоятель канонической Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий отослал письмо обратно патриарху Варфоломею без ответа. И сегодня уже очевидно, что в "объединительном соборе" примут участие преимущественно украинские раскольники. И что глава государства будет иметь возможность использовать все рычаги, чтобы участники проголосовали так, как нужно ему. Но что именно нужно Порошенко?
Начиная разыгрывать в своей политической игре церковную карту, он упирал на то, что Украине нужна своя православная церковь, не зависимая ни от кого. Однако он не учел, что у Константинопольского патриарха, включившегося в эту интригу, совсем иной интерес. Уже сейчас по исходящим от Фанара документам, обнародованным СМИ, видно, что там никакой независимостью наделять создаваемую на Украине церковную структуру не намерены. Напротив, ее собираются жестко подчинить себе, лишив всех участников объединения даже той меры самостоятельности, которой они обладают теперь.
Казалось бы, зачем это Порошенко? Ведь до сих пор его главным лозунгом была именно автокефалия, то есть автономия Украинской церкви. Или это для него не главное и он преследует какую-то иную цель?
"Уже подписан договор с дьяволом"?
"Господин Порошенко <…> пытается управлять церквями. Происходящее на Украине демонстрирует, что первоочередная задача Петра Порошенко — остаться у власти", — утверждает патриарх Кирилл. В политике Порошенко религиозный фактор в последний год действительно играет решающую роль. Но что для него важнее: политическая власть или вера в Бога?
"У меня такое впечатление, что если бы господину Порошенко явился сатана и сказал: "Продай мне душу — и я обеспечу тебе выборы на новый срок", он бы не раздумывая подписал договор с этим персонажем. Впрочем, может, он его уже и подписал", — замечает в беседе с РИА Новости известный сектовед, профессор церковной истории и автор книги "Иван Грозный как религиозный тип" Александр Дворкин.
То, что главными для Порошенко являются политические интересы и церковь для него — всего лишь инструмент, уже для всех очевидно. "Зло украинского национализма в том, что Украина должна быть именно против русских. И если ради этого нужно будет принять язычество, Порошенко на это пойдет", — уверен член синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков, вынужденный не так давно эмигрировать с Украины.
Роль "православного императора"
"Думаю, нет никакого "религиозного типа Порошенко", есть "политический тип Порошенко". Главный его интерес — это пройти перевыборы. Он очень боится, что его постигнет судьба Януковича", — объясняет Дворкин.
Именно поэтому президент Украины пытается "разыгрывать роль православного императора", отмечает протоиерей Андрей Новиков. "Но, в отличие от православных византийских и российских императоров, его действия предпринимаются не на пользу, а во вред церкви, и не только украинской", — считает священнослужитель.
Во всяком случае, цезарепапизмом (отношения между светской властью и церковью, в которых глава государства выступает главой церкви. — Прим. ред.) назвать политику Порошенко нельзя, поскольку "цезарепаписты пытались укрепить церковь", а он "только ослабляет и уничтожает ее". "Цезарепапизм для него — это слишком громкое слово. Мне кажется, это цезаредуризм", — шутит отец Андрей.
А по словам Дворкина, то, что "Порошенко пытается создать подвластную ему церковь, — это одна из соломинок, за которую он цепляется, чтобы выплыть в бурном и непредсказуемом море украинской политической жизни".
Однако судя по имеющейся информации, новая церковь будет иметь высокую степень зависимости от Константинопольского патриарха. "Если бы Порошенко уподоблял себя кому-то из средневековых королей, он бы претендовал на то, чтобы возглавить ее самостоятельно или поставить управлять ею кого-то из украинских иерархов", — подчеркивает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько. При этом украинский президент "грубо вмешивается в дела церкви, отделенной от государства".
Автокефалия как ширма от обнищавшего населения
Желание Порошенко вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви — антиконституционное, убежден руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов. "Это антиконституционное и антизаконное действие, потому что закон "О свободе совести и религиозных организаций", принятый в 1992 году, не предусматривает никакого руководства или организации церковной жизни со стороны светских властей. Это мы уже проходили во времена воинствующего атеизма, во времена советской власти, где государственная власть постановляла, что закрыть, что открыть, и преследовала православных верующих", — говорит Анисимов.
Церковная деятельность Порошенко идет в фарватере советской власти, он "возрождает по полной программе" политику коммунистической партии. "И не столько коммунистической партии, сколько воинствующего атеизма", — уверен представитель УПЦ. "Он же сам успел в коммунисты вступить, хоть и на излете", — напоминает собеседник агентства.
"Мы избирали не верховного церковного правителя, правильно? Мы избирали руководителя светского государства, где церковь отделена и от школы, и от державы. Не просто отделена, но и защищена законом от вмешательства со стороны власти. А у нас этот законополагающий конституционный принцип попирается", — подчеркнул руководитель пресс-службы УПЦ.
"Президент не имеет права вмешиваться во внутренние дела церкви, ни объединять церкви, ни разъединять, ни привлекать другие церковные организации иностранные для решения внутрицерковных проблем на Украине", — добавил он.
"Представьте, если бы митрополит Киевский встречался с президентами других стран, обсуждал бы с ними, как обустроить Украину, плюс созывал бы какие-то государственные мероприятия. Это же был бы абсурд? То же самое происходит с церковью. Мы же одинаковые партнеры, государство и церковь, правильно? Мы отделены — и мы должны сотрудничать в тех сферах, какие считаем нужным на благо человека, но не управлять друг другом", — поясняет Анисимов.
"Порошенко — это человек, который грубо вмешивается в дела церкви, отделенной от государства согласно конституции. Каждый гражданин решает сам, в какую церковь ему ходить, на каком языке молиться. Порошенко лишает граждан этой свободы", — продолжает Богдан Безпалько.
"Нет разваливающейся экономики, нет обнищавшего населения, нет развязанной им гражданской войны. Даешь автокефалию! — и все проблемы решатся чудесным образом", — формулирует Александр Дворкин главный козырь предвыборной кампании Порошенко.
Какая религия у Порошенко
Одним из показателей религиозности любого человека является принадлежность к какой-то религиозной конфессии и участие в ее таинствах и обрядах. Однако к какой церкви принадлежит украинский президент, точно не известно никому.
До своего президентства Порошенко посещал храмы канонической Украинской православной церкви и даже помогал священнослужителям во время богослужений. "У нас есть фотография, где Петр Порошенко, еще не будучи президентом, принимает участие в богослужении: он облачен в стихарь, и это Ионинский монастырь, богослужение канонической церкви Московского патриархата. Но есть и другое фото, где он, уже президент, принимает причастие из рук грекокатолического епископа. Поэтому мы не знаем, какую веру исповедует Порошенко, православный он или грекокатолик", — отмечает глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).
В какой юрисдикции сегодня Порошенко, не знают и в Украинской православной церкви. "Порошенко, по-моему, уже ни к кому не принадлежит. Если бы он к кому-то принадлежал, то какой-то страх Божий имел бы. Есть фотографии, где он был прихожанином в монастыре и помогал монастырю много лет", — разъясняет руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов. На вопрос, является ли Порошенко дьяконом, он отвечает: "Этого я не знаю".
"В домайдановскую эпоху Порошенко считался прихожанином Украинской православной церкви Московского патриархата, потому что среди олигархов это считалось правильным. Куда он причисляет себя теперь, думаю, он сам до конца не знает. Куда угодно, лишь бы через несколько месяцев не пришлось спасать свою шкуру", — полагает Александр Дворкин.
Верит ли он вообще в Бога, тоже точно сказать нельзя. "Я не вижу в нем никакой религиозности. Не знаю, как в его голове попытка использовать церковь в политических целях может уживаться с верой", — недоумевает эксперт.
"Человек когда-то сам был православным, потом продал свою веру, причащался у униатов, раскалывает церковь", — говорит протоиерей Андрей Новиков.
Подвергает сомнению принадлежность Петра Порошенко к православной церкви и Богдан Безпалько. "Ничего нельзя точно сказать. В реальности он в разные периоды жизни причислял себя к разным церковным сообществам: Украинской православной церкви Московского патриархата, Украинской православной церкви Киевского патриархата и другим. Это церкви, которые находятся в непреодолимых противоречиях. Денисенко (самопровозглашенный патриарх раскольничьего Киевского патриархата. — Прим. ред.) был лишен не только сана, но и имени христианина, ибо он был отлучен от церкви. Есть запись, где Порошенко ругает Новинского (один из богатейших людей Украины, финансово поддерживает Украинскую православную церковь Московского патриархата), говоря: "эти православные". То есть сам себя он к православным не относит", — заключил эксперт.