Facebook планирует разделить политические сообщения на две группы: в одной будут поддерживаться новости о политиках, в другой - рекламные сообщения, инициированные самими политиками.
Новый подход раскритиковали СМИ. Ведь решение сортировать политические новости может запутать читателей, которые пытаются разобраться, где факты, а где мнения. С другой стороны, у журналистов тоже есть свои политические симпатии и антипатии, свое личное мнение. И есть свои "фейсбуки".
У многих известных личностей, которые в реальной жизни не имеют никакого отношения ни к политике, ни к политикам, тоже есть страницы в Facebook и большое количество подписчиков. Но в виртуальном мире они рекламируют политиков. И не за спасибо.
В своем Facebook можно рекламировать что угодно. 24 часа в сутки, семь дней в неделю. От помады до iPhone, от надгробных камней до политической партии. В Facebook можно похоронить бизнес-конкурента, создавать психологический дискомфорт политическому противнику.
Чувствуешь дискомфорт, и когда не знаешь, что о тебе пишут в Facebook. Когда вынужден проверять и отвечать - и днем, и ночью. Быть в напряжении, что увидят и подумают "фейсбучные друзья" и друзья друзей.
Раздуватели мыльных пузырей, или "инфлюенсеры" – это новая работа, за которую платят деньги. Инфлюенсер, лидер мнения, создатель мнения. Вашего мнения!
Опрос Sprout Social 2018 года показал, что 56 процентов специалистов по маркетингу в США уже работают с "инфлюенсерами" и ищут способы рассказать о своем продукте или услуге новым клиентам. Эта тема не нова и для Литвы. Один за другим создаются агентства, которые помогают компаниям найти лидеров мнений в социальных сетях или являются их представителями.
По данным агентства Influenceriai, находящегося в Литве, лидеры мнения в нашей стране за один пост в социальных сетях могут получить немалое вознаграждение. Например, тот, у кого есть 100 тысяч подписчиков, за один пост зарабатывает от 500 до 1200 евро. Те, у кого есть от 30 тысяч до 100 тысяч подписчиков, получают 200-500 евро. Лидеры общественного мнения, у которых от тысячи до 30 тысяч подписчиков, могут надеяться на сумму от 50 до 200 евро.
Понемногу набирают обороты выборы в органы самоуправления, мэры. Претенденты на пост мэра Вильнюса уже представили свои программы и команды. Раздуваются невидимые команды, то есть, формируется ваше, наше мнение уже с лета.
Специалист по кулинарии Андрюс Ужкальнис, который также зовется журналистом и публицистом, втихаря публично раздувался в своем Facebook на муниципалитет Вильнюса, то есть, на мэра Ремигиюса Шимашюса.
Ужкальнис был пойман. Андрюс Ужкальнис признал, что получил деньги за критику выборов администраторов многоквартирных домов, организованных Вильнюсским муниципалитетом. Он назвал это ошибкой, хотя деньги якобы не повлияли на его мнение.
Известный мужчина пообещал пожертвовать полученную сумму на благотворительность. Следует полагать, что Государственная налоговая инспекция поинтересовалась этим жестом благотворительности.
Было и будет чем интересоваться Центральной избирательной комиссии. Ведь социальные сети тонули, тонут и, вероятно, продолжат тонуть в непомеченной политической рекламе.
Случаются и пикантные истории с политиками. Несколько лет назад на передаче TV3 "Без комментариев" показали репортаж, в котором обнародовали переписку Виктора Успасских с молодой девушкой в социальной сети Facebook. Европарламентарий, лидер Партии труда, настойчиво предлагал ей встретиться, приглашал в Брюссель, кататься на лыжах в Альпах, вместе отметить день рождения.
Пофлиртовать, конечно, весело. Это не представляет серьезной угрозы для национальной безопасности Литвы. Однако не будем терять бдительность.
В Литве почти 1,2 миллиона человек пользуются социальной сетью Facebook. Большинство их - совершеннолетние жители страны. Политики, нацеленные на современную аудиторию, в предвыборный период активно используют возможности социальных сетей: организуют встречи с избирателями, распространяют агитационные материалы. Во время выборов Facebook становится полем для резких столкновений политиков.
И здесь важную роль играют бойцы невидимого фронта – лидеры общественного мнения. Нашего мнения. Невидимые, потому что никто их не представил.
Инфлюенсеры живут нормальной виртуальной жизнью - делятся фотографиями, рассуждают, поздравляют с праздниками, расширяют круг друзей, ведут дискуссии и так далее.
Такие инфлюенсеры намеренно приглашают в друзья журналистов, политиков, членов Сейма и правительства, мэров, представителей бизнеса и культуры, представителей индустрии развлечений и других лидеров мнений.
Эти оплаченные "раздуватели" предоставляют информацию, подготовленную таким образом, чтобы максимально впечатлить. Ведь они лидеры мнений. И их специфический словарный запас и лексика только подтверждают качество. Будто бы громкий рекламный штамп гарантирует благонадежность.
Социальная сеть Facebook будет разделять политические сообщения на две группы: в одной будут поддерживаться новости о политиках, в другой - рекламные сообщения, инициированные самими политиками.
Решение Facebook – это реакция на прошлогодний скандал, когда мистическая "фабрика троллей" пыталась повлиять на настроение избирателей США и общественное мнение, создавая поддельные, якобы, американские страницы в Facebook, Instagram.
Но к какой группе отнести продукцию заграничных инфлюенсеров? Неужели Facebook об этом не подумал? Или подобная литовская практика услуг инфлюенсеров – это литовское изобретение?
В правилах Facebook о политической прозрачности говорится, что все сообщения политического содержания будут попадать в архив, в котором будут отображаться данные о людях, которые платят за посты, и демографические показатели тех, кто видел эту информацию за последние семь лет.
Заказчики рекламы также должны будут пройти процедуру проверки, во время которой будут идентифицированы их личность и местоположение в США.
Но это в США. Разве они нам помогут? Здесь, в Литве. И с Facebook, и с выборами. Жмем на кнопку Like!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.